Вы можете прочитать статью в формате pdf здесь
Обзор по книгам «Уроки Светописи» подготовил Сергей Осипов
Многие проблемы из-за своей сложности внутренней и простоты внешней не осознаются обществом в совокупности. Легче закрыть глаза и не замечать. Так и проблема улучшения экологической обстановки в мире редко кем связывается с самим собой и своими взаимоотношениями с близкими родственниками. А ведь семья – это тоже природная структура, только обремененная скорее не физическим, а психологическим взаимодействием всех компонентов-членов семьи.
Все наши усилия, направленные на природосбережение, разобьются волной об камень, если не будут произрастать из семьи. Перед тем, как привить понимание ценности окружающего, надо эту ценность показать и научить людей быть, прежде всего, людьми.
Альманах «Уроки Светописи» – это четыре книги, собравшие под своими обложками разные произведения разных авторов. Каждая книга составлена на основании равенства – равенства всех авторов, психологи они или педагоги, школьники или студенты, а также равноправности всех статей, какими бы они не были в литературном отношении – ведь каждая несет в себе определенный заряд эмоций автора. Книги оказывают ровное и полезное воздействие на читателя –не давят, не поучают, после прочтения их не остается ощущения недалекости автора или чрезмерной научности текста. Но в то же время во всей кажущейся пестроте и разнородности материалов проглядывается много связующих ниточек, ключевых тем.
Одна из таких тем – семья и любовь.. О том, из чего же состоит семейное счастье, интересно сказано в статье, которая была написана коллективом во главе с Ниной Евгеньевной Сальниковой «Семья – за семью печатями?» Вроде бы там ничего неизвестного нет, но итоговые результаты поражают своей простотой. Почему же не каждый следует таким очевидным истинам и не руководствуется этими правилами?
Среди всего написанного особенно хочется выделить работы тех, кто не только уже добился успеха в жизни, но и помогает в становлении других людей – студентов, школьников, детей. Их духовный поиск, работа в той области, к которой лежит сердце, дадут ценный пример людям, ещё только ищущим свой путь в этой жизни, или уже нашедшим и осуществляющим желаемое. Ведь каждый человек во многих ситуациях выступает в роли учителя или воспитателя: это очевидно, когда растишь ребенка, налаживаешь с кем-то общение, пробуешь кому-то помочь. Осмысливая опыт людей, которые отдают воспитанию и обучению других целую жизнь, можно оставить для себя хоть какие-то крупинки их уроков, примеров их судьбы, прочувствовать «хлорофилл» их души, преобразующий окружающее и окружающих.
Интересно поразмышлять о роли разных «знаковых» предметов в жизни семьи. Это может быть книга или свадебный сундук, или что-то еще. Для домочадцев они становятся частью их очага, историей семьи и скрепляют собой поколения.
Но это только детали, хоть и весьма важные. Что-то уже кому-то известно, кто-то догадывался о многом, сказанном в этих статьях. Хотя есть чему учиться еще. И поэтому я верю, что наступит день, когда какая-нибудь ассоциация или школа выдаст первым выпускникам диплом Института Семьи. Соберется группа лучших психологов, превосходных педагогов – словом, профессионалов во всех областях, и составит с точки зрения новейших исследований прекрасные программы, на основе которых будет воспитываться новое, нравственное поколение людей…
Осипов С. В.
Самым высоким человеческим чувствам нужно, иногда даже жизненно необходимо материализовываться. И когда какой-либо предмет – будь то перстень, брошь или что-нибудь покрупнее – сопровождает человека в счастливейшие, поистине волшебные моменты его судьбы, он обретает необыкновенные свойства. И порой одного лишь взгляда, одного прикосновения достаточно, чтобы вернулись старые ощущения, «кусочек» той радости. Тогда уже ни одна беда не будет страшить – ведь хорошее здесь, рядом, напоминает о прошедших чудесах…
Итальянский свадебный сундук
Сундуки бывают разные. Я слышала, что в солнечной Италии в эпоху Возрождения были широко распространены свадебные сундуки.
Внешне они выглядели очень нарядно:
– массивный деревянный резной каркас украшали инкрустации из перламутра, разноцветных самоцветов и черепахового панциря;
– тонкие серебряные и золочёные нити создавали лёгкий замысловатый узор;
– многие сундуки были украшены росписью снаружи и внутри.
Сундуки обязательно закрывались, и искусно выполненные замочные накладки тоже служили настоящим украшением. Мастера всегда подписывали свои произведения, но трудно было найти их особые знаки, которые ставились в укромном месте, где-то на задней стенке.
Сундуки предназначались для хранения приданого молоденькой невесты.
Как только девушка вступала в трепетный возраст ожидания своей судьбы, она проводила много времени за шитьём своего приданого. Тонкими стежками она соединяла отдельные куски ткани, и они превращались в изящные платья с буфами на рукавах и фигурными вырезами, которые стыдливо приоткрывали трепетную молодую грудь. Дорогие кружева, драгоценные камни и жемчуг украшали нарядные праздничные одеяния. В быту платья были намного скромнее, но все они были сшиты искусно и с любовью. Нежное батистовое бельё, пастельный цвет которого напоминал чайную розу, украшалось вышивкой из шелка.
Всё это помещали в свадебный сундук. Кроме этого, в сундук складывали кружевные шали и тёплые бархатные накидки, отороченные ценным мехом.
В сундуке находилось место безделушкам и любимым подаркам, среди которых был и молитвенник, подаренный к первому причастию.
И вот, отправляясь в дом суженого, невеста брала этот полный сундук, и он становился для неё символом отчего дома, материальным его воплощением. Какие тёплые воспоминания он хранил, как помогал ей в трудные времена, как поддерживал молодую супругу в грустные минуты! Она открывала его, и все её мысли устремлялись к её близким и родным, которые были связаны с ней незримыми нитями.
Проходило время, и в свадебном сундуке теперь уже хранилось подвенечное платье, которое хозяйка показывала своей дочке и потом внучке.
После смерти бабушки её свадебный сундук переходил к внучке, которая наполняла его уже своим приданым. Но всегда в уголке сундука находилось место воспоминаниям о молодости и счастливых днях бабушки.
Н.А. Улитчева
(преподаватель информационных технологий)
Некоторые создают семейный очаг так, что даже гостя, едва переступившего порог, обдаёт теплом. Кто-то при этом может создать такую же тёплую атмосферу покоя и доброжелательности на работе, среди товарищей. Когда ты хотя бы чуточку счастлив, то стараешься сделать мир немного лучше, радостнее. Корни этого благополучия – крепкая семья, включающая в себя несколько ныне живущих поколений и взрастившая такого замечательного человека. И когда вдруг такие люди – искренние и доброжелательные – оказываются рядом, невольно возникает мысль: «И ведь бывает же…»
«Хлорофилл души»
В педколледже проходил конкурс «Лучший учитель колледжа». По жребию мне выпало познакомиться с портфолио Оксаны Николаевны Школьницкой. «Путь к сути человека» – так бы я озаглавила основную тему этого портфолио. Почему? Человек – существо планетарное. Если взять меньший масштаб – более узкие смыслы жизни, человек не реализуется, не получает необходимой поддержки и радости от окружающих людей и природы. Следствие – он страдает и болеет, вылечить его сложно, если не невозможно.
Существующая система образования не ориентирована на суть человека, создание условий для его самореализации, гармонии с собой и природой. Изменить ситуацию под силу профессионалу – человеку, ориентированному на инновации, любящему людей, имеющему активную жизненную позицию, бескорыстному, ищущему.
Что движет человеком, как охарактеризовать «хлорофилл души» Оксаны Николаевны?
Жизненное кредо О. Н. Школьницкой по представленным фотографиям: живи в красоте, в гармонии с природой, самим собой, учи и учись; нет ничего страшного в этом мире – вот путь. Все противоречия разрешимы, для этого – колледж, для этого уроки, методические разработки, творческие задания.
Каждый год О. Н. Школьницкая организует выезд студентов нового набора в Токсово. Это – вторая доминанта (после тренинга на сплочение группы в первые дни сентября), значимая как для адаптации студентов, так и для сплочения группы. Здесь происходит знакомство с педагогами в неформальных условиях, включение в творчество, установление преемственности курсов: студенты старших курсов – помощники в организации выезда и ведущие некоторых игр по станциям. Это – введение в профессиональную деятельность, которое будет продолжено в День Благодарения (третья доминанта).
Важно, что уже на первом этапе студенты – в основном городские жители – «принимаются» именно экологами и биологами в естественной для человека среде – в красивейшем месте природы в Токсово. Каждый год творческие задания совершенствуются, изменяются, дополняются. За несколько лет отлажена система диагностики, самодиагностики студентов в непринужденной и доброжелательной атмосфере. Множество межличностных коллизий между студентами немедленно разрешаются Оксаной Николаевной. Студенты знакомятся с коллективом, в котором им предстоит жить в ближайшие годы. По отзывам студентов, этот выезд – запоминающийся и интересный.
Могут ли отношения в колледже быть как в семье? Мнения на этот счет разделились до несовместимых позиций. Оксана Николаевна утверждает, что «да». И так и строит отношения со студентами и коллегами. Заботится об их будущем, о том, чтобы они жили в гармонии с природой – окружающей и своей собственной, стали профессионалами.
Сальникова Н. Е., психолог
Предоставим слово Оксане Николаевне:
«Я родилась в Ленинграде…»
Я родилась в Ленинграде. Здесь, на берегах Невы, прошла вся моя жизнь. Училась я в школе № 206. Учительница начальных классов меня не любила: я была шумная, боевая, дружила с мальчишками. Но я мечтала стать учителем. Собирала ребят из своего двора в девятиметровой комнате, проводила уроки. У меня был изготовлен свой журнал, я сделала для учеников тетради, в которых любила прописывать буквы и ставить оценки. Доской служила стенка шкафа, за что очень попадало от мамы. В пятом классе нам дали нового классного руководителя. Это была Тамара Ивановна Войтехова, учительница математики. Она изменила всю мою жизнь. Из хулиганки я превратилась в активистку. Участвовала во всех школьных делах, возглавляла сначала пионерский отряд, потом комсомольскую организацию. У Тамары Ивановны я многому научилась, в том числе оформлять газеты, стенды. С ней мы ходили в походы, часто выезжали отдыхать в пригороды, постоянно посещали театр.
После школы я точно знала, что пойду в педучилище. Учиться мне было трудно, так как очень много времени я тратила на спорт. Я занималась волейболом, играла в СКА. А в училище мне приходилось выступать на соревнованиях по бегу (длинные дистанции), по метанию диска, по баскетболу и по волейболу. Мы ездили на Всероссийские соревнования. Наша волейбольная команда хорошо выступала. У нас всегда было много болельщиков, мы были дружные, упорные, скромные (все с косичками – даже смешно теперь вспомнить). Нас хвалили тренеры других команд, судьи. Из Рязани я привезла грамоту лучшей защитницы среди педагогических училищ России. Хотя спорт для меня был всем, мне очень нравилось проводить уроки в школе. Я хорошо помню свой первый пробный урок по чтению. Мы читали рассказ Артюховой «Большая береза». Мне удавались все уроки, кроме пения. Этот урок я завалила. Растерялась и не смогла спеть песню «Жила-была пастушка, стада свои пасла». Годы обучения в училище я часто вспоминаю. А потом дорога. И вот я уже на Алтае, работаю деревенской учительницей. Здесь я узнала, что такое морозы в 50°С, что такое снежный буран, когда в двух шагах от тебя ничего не видно, что такое искусственные пруды, в которых разводят зеркальных карпов, да еще очень много всего. Я успела поиграть в волейбол за сборную Алтая. Я каталась с крыши школы на санях и без них, когда школу занесло снегом. Наконец, я узнала, что такое малокомплектная школа, в которой один учитель учит сразу несколько классов одновременно. Здесь, на Алтае, я испытала истинное чувство гордости, что я – ленинградка. Отношение ко мне было как к артистке – звезде.
Когда я вернулась в родной город, на работу было не устроиться, так как учителя не требовались. Вновь на помощь пришла моя учительница Тамара Ивановна, с которой мы общались все эти годы. Она пригласила меня в свою школу старшей вожатой. Это было замечательное время. Наша школа боролась за присвоение имени А. Маресьева (тогда многие школы носили имена легендарных героев). Мы ездили в Москву, встречались с Маресьевым. В тот год погиб Ю. А. Гагарин, и мы побывали на его похоронах. Мы съездили в деревню Плав к тем ребятам, которые нашли Маресьева в лесу и спасли его. Мы разыскали людей, которые повторили подвиг героя. Их оказалось много! Мы списались с Комсомольском-на-Амуре, где работал на строительстве нового города Алексей Маресьев. Нам прислали из музея города интересные фотографии и документы. Много можно рассказать об этом периоде моей жизни. Но главное – это люди: учителя, с которыми я работала, и ребята, которые помогали мне в активе. А потом я устроилась в школу учителем начальных классов. Мне очень нравилась эта работа. 18 лет я учила читать, решать задачи, красиво и грамотно писать. Мы с ребятами постоянно ходили в походы, на экскурсии, проводили праздники, участвовали в городских играх и конкурсах. У меня были всегда хорошие отношения с родителями учеников. Мы до сих пор встречаемся с ребятами двух последних выпусков. Среди бывших моих учеников есть учителя.
Вот уже больше двадцати лет работаю в колледже. Люблю свой предмет, стараюсь сделать его интересным. Очень хочется, чтобы наши студенты, когда будут работать в школе, вели уроки окружающего мира грамотно и интересно. Ведь это удивительный предмет. Именно он помогает увидеть и услышать красоту природы, понять её связи и законы. Природа – это всё: музыка, искусство, красота и гармония, радость жизни.
И как важно научить детей ценить и беречь то, что дарит нам природа.
Большую поддержку в работе и жизни я получаю от своей семьи. Старшая дочка Светлана работает в школе учителем младших классов. Она закончила наш колледж 15 лет назад. Ещё в школе ей очень нравилось быть вожатой у малышей. Светочка возглавляла совет друзей октябрят (так называлась детская организация), постоянно организовывала праздники, игры, конкурсы. Учителя в один голос говорили, что ей надо работать в школе. Поэтому, после школы дочка поступила в педагогическое училище. Муж ругал меня за то, что я навязываю ребёнку профессию учителя. Но жизнь показала, что это её судьба. Светлана (Вячеславовна) работает интересно, творчески. Она дала много открытых уроков по разным предметам, участвовала в районном конкурсе «Учитель года», мы постоянно проводим практику в её классе: «первые шаги ребёнка в школе», «практика наблюдения», практика по воспитательной работе. Я радуюсь её успехам, горжусь ею. На этом можно было бы и закончить рассказ о педагогической линии в моей семье. Но это будет неправильно. В этом году заканчивает техникум моя старшая внучка Вика. Она проходит практику в компьютерном центре, где преподаёт на компьютерных курсах учащимся 6–7 классов. Конечно, это не школьный учитель, но когда я слушаю рассказы Вики о её занятиях, то понимаю, что у неё есть учительская жилка. Она серьёзно готовится к занятиям, придумывает интересные творческие работы для ребят. Мне и моим девочкам везёт с хорошими людьми, их на нашем пути больше, чем плохих. Это помогает нам в нашей жизни и работе.
Школьницкая Оксана Николаевна,
преподаватель…
Это.
Очень.
Важно.
Возможно, эта статья – самое важное из всего сказанного о семье во всех четырех книгах «Уроков Светописи». Возможно, не каждый согласится признать себя не знающим, как воспитывать или как общаться. Хотя, если хорошо задуматься, педагогика и психология относятся к тем немногим областям науки, где люди начинают очень быстро, иногда сразу же считать себя специалистами. В детстве играла в куклы – ас в педагогике, детей воспитает на «отлично»… Каждый день общаюсь с людьми – значит, всё знаю об общении. Конечно же, и первоклассники знают алфавит, но это не мешает им многому учиться и систематизировать уже известное в 1 классе. Поэтому возникла идея: если люди что-то знают о семье, о целой системе взаимоотношений и каждодневных ситуаций в ней, почему бы не помочь им узнать то, что им не известно? Будет это серия курсов или институт, школа или университет – неважно. Главное – чтобы, получив знания, люди их использовали, как таблицу умножения, каждый день.
НАБАТ!
Образовательные программы для Института Семьи
Если я говорю языками человеческими и ангельскими,
а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру,
так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело на сожжение,
а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.<
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,
любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует,
не ищет нового, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде,
а сорадуется истине; все покрывает, всему верит,
всего надеется, все переносит…
А теперь пребывают сии три:
вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
Из «Первого Послания к коринфянам
святого Апостола Павла», глава 13
Наше время – переходный период в решении накопившихся проблем. Необходим скачок, взрыв в сознании, переосмысление проблем, принятие ответственности за свою жизнь на себя, осознание того, к чему привела позиция «Если Бога нет, то все позволено» (Ф.М.Достоевский).
При всех героических попытках семей помочь своим детям, решить за них все существующие проблемы, родителям не всегда удается это сделать. Окружающая среда для подростка оказывается сильнее, чем семья: ребенок выбирает между любовью к семье и искушением быть как все.
Сами родители, несущие в себе неразрешенные противоречия прошлых поколений, далеко не всегда являются образцом для взрослеющих детей. Молодые люди отказываются от опыта родственников – в силу юношеского максимализма, непримиримости к любой дисгармонии. Таким образом, подростки и молодежь, по сути, оказываются открытыми всем социальным влияниям, попадая во власть хаотических тенденций с неопределенным будущим, утерей смысла жизни.
Мы потеряли столько детей, наш горький опыт так велик, что его необходимо осмыслить и сделать на его основе Доски – современные Скрижали, на которых будут запечатлены основные вехи выхода из тупиков жизни на Путь Света, Любви. Они и обозначены в системе предлагаемых программ для родителей, старшеклассников – для Института Семьи. Программы представляют собой лестницу восхождения – от рождения до периода зрелости и мудрости, путь «возрастания в любви» – лестницу восхождения через самопревосхождение. (В «Уроках Светописи», книгах 1 и 2, речь именно об этом).
Практическая работа в детском доме очень быстро привела многих из нас к вере – сначала других педагогов, а затем и меня. Мы увидели, что помочь детям без Божьей помощи чрезвычайно трудно. Надо отметить, что одна из наших замечательных воспитательниц не была верующим человеком, но ее помощь детям оказалась удивительной: прошло 16 лет – некоторые ее воспитанники уже имеют детей, причем девочки «сначала вышли замуж, а потом родили ребенка». Опыт работы с трудными детьми и семьями в детских садах, школах, психологических центрах показал возможности психолога и ту грань, за которой необходима сначала помощь духовника, а затем психолога.
Разрушительная тенденция с 1988 года растет: в некоторые классы, школы, группы детского сада невозможно войти без молитвы.
Программа «Признание Семьи»
К выступлению на конференции я попросила восьмиклассников одной из школ нарисовать плакат «Призвание семьи». Они не разобрали мой почерк и написали «Признание семьи». А ведь действительно, они правы. Семья не признается ГЛАВНЫМ событием ни самими взрослыми, ни обществом.
Мы приглашаем Вас участвовать в создании Ассоциации Золотая Роща, где Ваш опыт, как и опыт любого человека, который бережет семью, будет бесценным сокровищем. В этих программах излагаются те ключевые моменты, которые определяют расцвет семьи, рода, плодов на дереве рода – произведений искусства, созданных родными людьми, нашедшими свое призвание. Опыт каждой семьи личностен, однако перечисленные далее темы могут быть важными для его осознания, а возможность взглянуть на путь своей семьи сердечно и целостно поможет рассказать о нем другим – устно или письменно, в книгах, стихах или просто в личной беседе.
Главное в семье: возрастание в любви – это путь сохранения целостности, мудрости.
Обобщить свой опыт можно по перечисленным направлениям «крепкой семьи» (см. «Уроки Светописи», книга 1 гл. 8).
Одна из главных проблем современных детей – они не взрослеют, останавливаются в развитии в возрасте подростков, так как нет образцов взросления или же эти образцы не очень высоки. Как показали результаты проведенного нами опроса в 1995 году, родители считали, что тема идеалов – наименее значимая в воспитании детей среди других важных проблем. Прошло 10 лет. Результаты такого воспитания налицо.
Семья, в которой есть возможности для самореализации, самосовершенствования каждого ребенка и взрослого, может решить большинство проблем сама. Если семья болеет, ей необходима помощь – во-первых, образовательная, во-вторых, медицинская и материальная. Такой подход к семье, конечно, предполагает изменение самосознания родителей, в некотором роде переворот в их сознании. Первым этапом для изменения ситуации является мотивация родителей. Это может быть достигнуто благодаря повышению статуса семьи, родителей. Одно из возможных решений в этом направлении – получение родителями образования в Институте Семьи. Важный момент такого образования – не только повышение компетентности родителей в области воспитания и образования детей, домостроительства, но и получение диплома об образовании, социальный статус которого был бы выше всех остальных дипломов об образовании («золотой диплом»). Содержание и формы обучения в таком Институте должны быть ориентированы на взрослого человека практически и личностно, с учетом психологии взрослого человека. Активные методы должны стать основными в процессе обучения. А главное, вести занятия в таком Институте могут ВСЕ, кто реально умеет что-то хорошо делать сам.
Тем не менее, необходимы некоторые общие критерии, часть из них на данном этапе создания такого народного Института семьи уже сформулирована исследователями (см. «Образовательные программы для семьи» (кн. 1, гл. 8), а часть будет создана самими участниками такого Института, – как родителями, так и дядями, тетями, любящими детей, но не имеющими их, а также будущими родителями.
Как оценивают сами будущие родители и молодые родители необходимость создания такого Института?
Мы провели анкетирование студентов 2 курса по основным направлениям архитектоники счастливой семьи: осознают ли молодые люди, что «Семья – колыбель будущего»? Первичный анализ показывает, что студенты:
ОРИЕНТИРОВАНЫ
1) на самостоятельность,
2) но в трудных ситуациях готовы принять поддержку взрослых.
СОГЛАСНЫ,
1) что семья – это Храм чувств;
2) первый опыт мы приобретаем в семье; как позитивный, так и негативный опыт определяет нашу собственную семейную жизнь и профессиональную деятельность;
3) умение слышать и слушать друзей и близких – важно для гармонии в семье;
4) в семейной жизни чрезвычайно важно предупреждать и решать конфликтные ситуации,
5) необходимо быть готовым потратить на обучение этому какое-то время.
УДОВЛЕТВОРЕНЫ
1) общением с родными (но многие хотели бы общаться еще больше), предпочитают разговаривать, смотреть вместе телевизор.
НЕ СОГЛАСНЫ
1) с утверждением, что счастливую семью может создать только счастливый человек;
2) с тем, что конфликты опасны для семьи;
3) с точкой зрения, что цель семьи как целого – развитие способностей каждого, реализация его призвания;
4) с тем, что в семье необходимо следование некоторым заповедям.
ПРОБЛЕМЫ:
1) трудно достичь взаимопонимания (не всегда понимает своих родителей половина студентов, и половина родных не всегда понимает своих детей);
2) нет возможности быть вместе достаточно часто – хотя бы раз в неделю;
3) лишь немногим более половины опрошенных студентов считают свои семьи счастливым оазисом жизни.
На основной вопрос анкеты «Согласны ли Вы с тем, что назрела необходимость создания Института Семьи, в котором бы родители получали психолого-педагогическое образование, диплом об образовании?» ответы распределились следующим образом: «да» – 25%, «стоит подумать об этом» – 20%, «для многодетных матерей это было бы очень важно и полезно» – 15%, «нет» – 10%, затруднились ответить на этот вопрос 30% студентов.
(Опрос более 100 родителей в одном из детских садов в 2002 году показал, что соотношение ответов на эти вопросы распределяется примерно так же. Ответов «трудно сказать» было значительно меньше, а ответов «да, нужно создать такой Институт или подумать об этом» – [значительно] гораздо больше).
Итак, примерно 60–70% взрослых поддерживают идею создания Института Семьи. Эта позиция вдохновляет нас в собирании необходимой информации, выборе эффективных форм занятий с будущими родителями, молодыми родителями, бабушками и дедушками.
Сальникова Н. Е., психолог
А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?
В. В. Маяковский
Представьте себя в лесу ранней осенью.
– Ау! Ау!!!
И долго в тишине могут разноситься ваши крики, радостные они или грустные – это будет иметь значение только для вас, и ни для кого больше, пока… Пока у вас не появится собеседник. Тогда будет хоть какой-то отклик.
– Ау!
– Ау!!!
Но этого мало. Собеседник должен быть готов к общению. И вам тоже следует уметь слышать. Даже, если собеседник – книга. А за этой книгой стоит говорящий – автор, который, быть может, ваш ровесник или жил во времена Данте или Шекспира. А сама книга, вероятно, была знакома до вас многим другим читателям. Если она хранится в семье, то могла быть прочитана бабушками-дедушками, папами-мамами, детьми и внуками и даже другими людьми… Могла повлиять на судьбы, помочь найти себя в этом безбрежном океане жизни не одному поколению семьи. И как реликвия стоять на полке или затеряться в истории, оставив свой след в душах, хотя многим и покажется она не более чем сшитыми листами.
Именно о таких книгах, и не только, рассказывает проект «Поколение-Книга-Судьба».
А вы стали бы участвовать в таком проекте?
Времена не выбирают
«Времена не выбирают.
В них живут…»
А.Кушнер
…И как мы с вами, откликаются на его вызовы. Проблема, связанная с изменением отношения молодого поколения к книге и чтению, имеет общемировой масштаб. В большинстве развитых стран задача приобщения школьников к чтению из собственно педагогической перерастает в социально-педагогическую. В отечественном опыте, как утверждают специалисты, в частности Татьяна Гелиевна Галактионова, эта проблема пока недостаточно осознается как общепедагогическая, включающая потенциал современного социума. В истории отечественной культуры были различные модели приобщения школьников к чтению. Эти модели строились на соответствующих ценностных основаниях, решали задачи, близкие социальной ситуации. Такими моделями в разное время являлись: «Послушничество», «Наставничество», «Развлечение», «Просвещение», «Агитация», «Пропаганда», «Руководство» – модель, традиционно ориентированная на передачу опыта от старших к младшим с помощью социально одобряемой литературы, «Анархия» – модель, отрицающая системное педагогическое влияние, ориентирующая на свободу выбора, моду, рекламу, книжный рынок.
Ни одна из них не отвечает особенностям современной социокультурной ситуации. Сегодня нужен Диалог, который учитывает потребности и интересы ребенка и позволяет ему свободно ориентироваться в динамике и многообразии информационных потоков.
Наш проект – один из пионеров на этом пути. В центре его внимания – отношение к книге и чтению как ценности в жизни разных поколений.
Проектная деятельность – это оптимальная форма взаимодействия:
• ПК, библиотеки, школы и гимназии, СМИ, общественных организаций;
• преподавателей, студентов, школьников, их родителей, учителей и др.участников.
Эффективность социально-педагогического взаимодействия зависит от ряда условий, и, прежде всего:
– это открытый диалог на основе общей заинтересованности в работе и решении проблем;
– участники – это единомышленники, а значит, они имеют общность ценностных ориентаций;
– важным условием является добровольность и равноправие всех – и больших, и маленьких участников.
Проблемы, которые затрагивал проект, оказались настолько животрепещущими, что работать в нем собрались люди по зову души: это и Ж.О.Андреева, и Е.О.Золотухина, и Н.Е.Сальникова, и И.А.Химик, и И.В.Порядина, и ее ученики, и наши преподаватели и студенты.
Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время - это испытанье.
Не завидуй никому.
А.Кушнер
Все вместе – мы можем создать мощный поток положительной энергии в поиске позитивных открытий и выхода из тупиков. В чем смогли, как нам кажется, убедиться наши студенты, работая в проекте.
Н.В.Яснова
«Однажды я решил наловить кораблей, чтобы с ними поиграть. Взял я удочку и повесил на неё конфетку. Корабли подплыли и стали ловиться на конфетку. Ну, не корабли, конечно, а матросы. Наловил я много матросов. Поиграл с ними. А потом, конечно, снова их отпустил на корабли».
Очевидно, что автор этого не Джонатан Свифт. Но та неподдельная радость, которую приносит чтение этих строк, прямота и простота, остроумие – всё это ставит некоторые строки наравне с цитатами из «Философских повестей» Вольтера… Удивительно, но автор написанного выше – ребенок пяти лет. И каждый ребенок способен творить такие сказки – в литературном плане достаточно наивные, простые, но такие душевные и полные не наигранных, настоящих эмоций…
Как появляются хорошие читатели и писатели
Через много лет после окончания школы моя учительница литературы Мария Леонидовна прочитала письмо, которое я прислала ей, учась в школе. Как легко и весело я писала! И что же случилось? После нескольких лет работы лаборантом в Институте образования взрослых, где основная задача была печатать труды научных сотрудников, я разучилась так писать. Мой слог стал сухим, как мумия – не было чувств и образов.
У некоторых научных сотрудников тексты были ясные, у других деловые, глубокие, но корявые. Было такое ощущение, что меня превращали этим текстом в сухое дерево.
Это занятие – печатать несовершенные в литературном отношении научные тексты – оказалось небезопасным для души и сердца. И через несколько лет я могла говорить только на языке науки. «Без чувств, без мысли, без любви». Были среди наших научных сотрудников и люди широких интересов: художники, поэты, философы, любящие природу и красоту. Они писали и научно, и литературно. Я благодарна им.
Мне понадобилось 10 лет, чтобы хоть как-то вернуться к Слову.
Выражать интонацией состояние души, заветные чувства и мысли – значит общаться, находить созвучие с природой, собой и близкими людьми. Писать сказки и рассказы вместе с детьми, поддерживать интерес и формировать потребность писать (светописью) можно уже в раннем детстве. И тогда…
Предлагаемые далее рассказы Егора Фёдорова с четырех лет до десяти показывают, как меняется речь, мышление, видение с 4 до 9 лет, если родители рядом, ценят его слово, внимательны к созданным им образам.
Егоркины рассказы
ПРЕДИСЛОВИЕ
Человек, так же как и животные – представитель живой природы. Для жизни ему необходимы чистые вода и воздух. Из древесины человек строит дома и делает мебель. Нефть, газ и другие полезные ископаемые нужны, чтобы отапливать дома и делать бензин для машин.
Но часто человек использует природные богатства неразумно: вырубает леса, спускает в реки отравленную химикатами воду, загрязняет воздух ядовитыми парами из заводских труб и выхлопными газами, ловит сетями целые стаи рыб, отстреливает животных не ради пропитания, а для забавы.
Когда я отдыхал на Карельском перешейке, в лесу я видел горы мусора, которые оставляют туристы, и лес от этого погибает.
Я думаю, что люди должны понять – губя природу, человек губит сам себя!
Есть такая наука – экология. Она учит тому, как защищать природу. Каждый может сделать что-нибудь для спасения и сохранения здоровья нашей Земли.
Я, например, участвую в субботниках, которые проводит «Общество друзей Гатчинского парка». Мы спиливаем сухие деревья и сжигаем их, собираем мусор, делаем дренаж, на лодках вытаскиваем из-под воды коряги. А ещё я был добровольцем в обществе «Живое озеро». Мы убирали мусор вокруг Лемболовского озера. Предлагаю всем присоединяться к нам.
Егор, 9 лет
Как я ездил в музей железнодорожного транспорта
Однажды я решил поехать в музей железнодорожного транспорта. Еду я на машине «Порше», а навстречу туристический автобус. Он у меня спрашивает:
– Егорка, ты куда едешь?
Я говорю:
– В музей железнодорожного транспорта.
– И я с тобой, – говорит автобус, – а то мои туристы хотят что-нибудь интересное посмотреть!
– Ну, поехали!
И автобус поехал за нами. И вдруг нас догоняют две маршрутки – 124 и 186. И спрашивают:
– Егорка, ты куда едешь?
– В музей железнодорожного транспорта.
– И мы с тобой. Только у пассажиров спросим.
И поехали мы вместе. И вдруг нас догоняет трамвай N 6. Он спрашивает:
– Егорка, ты куда едешь?
– В музей железнодорожного транспорта.
А трамвай говорит:
– И я хочу с тобой. У меня там живут дедушка с бабушкой.
Я говорю:
– Поехали с нами!
Трамвай отвечает:
– Я не могу. Я везу пассажиров по другому маршруту.
А пассажиры и говорят:
– Поехали лучше в гости к дедушке и бабушке трамвая!
И мы все поехали вместе: я на машине, автобус с туристами, две маршрутки и трамвай с пассажирами. Только автобус от меня всё время отставал. Он должен был останавливаться, чтобы сказать туристам:
– Посмотрите налево, посмотрите направо, – туристам так всегда надо говорить, а то они забывают. Но я всех ждал. Так мы ехал-ехали и приехали в музей железнодорожного транспорта. А там бабушка и дедушка нашего трамвая так обрадовались, что сразу позвали нас всех пить чай.
Егор, 4 года
Егоркины морские рассказы
I
Однажды я плыл по морю на корабле и прыгнул в воду. А навстречу мне плывёт кашалот. Но я не испугался. Я ринулся ему в пасть, проскочил мимо его острых зубов и вылез у него позади. А он снова кинулся на меня. А я опять ринулся ему в пасть и выскочил позади. И был таков. Только мои ноги мелькали вдалеке. И тогда кашалот понял, что ему со мной ничего не сделать, и уплыл.
А над водой расстилался туман. И когда туман рассеялся, все увидели моё улыбающееся лицо. И вот мне бросили с корабля спасательный круг. Я поплыл на круге. И он стал моим кораблём. И я назвал его "Плавучий Егорка". Я так и написал прямо на круге.
И вдруг я увидел, что в корабле, на котором я плыл раньше, пробоина. И корабль начал тонуть. Я поднырнул под корабль и заделал пробоину. И корабль поднялся на поверхность.
Но вот беда – я заделал пробоину алюминием и его прокусил кашалот. И корабль снова утонул. Я опять заделал пробоину, но уже железом. Кашалот скрёбся, скрёбся и не смог прокусить. Тогда он прокусил мой круг.
И мне тогда бросили с корабля ненужный гамак. А я приделал к гамаку киль, обшил его железом и постелил внутри пух. А потом заделал его стеклом, чтобы дождь не капал. И я поплыл на своём гамаке и назвал его "Плавучий Егорка" - "Журчащая Речка".
05.12.03. Записано со слов автора (возраст 4 года 5 месяцев) со значительными сокращениями.
II
Однажды я решил наловить кораблей, чтобы с ними поиграть. Взял я удочку и повесил на неё конфетку. Корабли подплыли и стали ловиться на конфетку. Ну, не корабли, конечно, а матросы. Наловил я много матросов. Поиграл с ними. А потом, конечно, снова их отпустил на корабли.
9.12.03. 4 года 5 месяцев
III
Однажды я плыл на корабле по океану. И мне захотелось пить. А у меня было много персикового сока. И я пил-пил, а потом стал лить сок прямо в океан. И вся вода сделалась оранжевой от сока. И все моря стали оранжевыми: и Чёрное и Красное и Жёлтое и Белое. Только Каспийское не стало оранжевым. Потому, что оно ни с какими морями не связано.
12.12.03г 4 года 5 месяцев
Вкусная сказка
Однажды я участвовал в гонках. И победил. И меня наградили медалью и ещё тортом. А торт был огромный. И там был настоящий Санкт-Петербург. Только шоколадный. И там были настоящие улицы, и настоящие дома, и настоящие лифты.
И тогда я вошёл в свой шоколадный дом, поднялся в шоколадном лифте на восьмой этаж. Я вошёл в свою шоколадную квартиру и лёг спать, потому что очень устал.
А в это время ко мне пришли гости, чтобы меня поздравить. Смотрят, меня нет, а стоит только огромный шоколадный торт. Стали они тогда его есть. Ели, ели, и вдруг говорят: «Ой, смотрите, на шоколадной кровати лежит Егорка! Как настоящий!» Они думали, что я тоже шоколадный, и хотели меня съесть.
Только укусили меня за пятку, как я проснулся и говорю: «Что вы делаете? Я же настоящий!»
И они очень удивились. А потом обрадовались. И стали меня поздравлять. А я позвал всех тоже войти в торт, и мы стали есть его изнутри. А торт оказался волшебным. Мы его ели, ели, а он всё не кончался.
Март 2004 г. 4 года 8 месяцев.
Материалы представила мама Елена Анатольевна Иванова
Семья на все времена, семья во все времена, Семья с большой буквы… Кроме выдуманных историй, существуют различные самые настоящие. И их не вычеркнешь, и забыть нельзя. В семье отражаются все этапы истории Родины, все произошедшее ложится печатью на прошлое, и даже настоящее иногда наполняется отзвуком оттуда, издалека…
Немногие могут рассказать историю своей семьи достаточно коротко, но при этом развернуто и интересно. Эта работа, написанная в 2009 году, заняла II место в номинации «Сочинение» в конкурсе «Семья в современном мире» и была опубликована в третьей книге альманаха «Уроки Светописи».
Семья Лукашиных
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С.Пушкин
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие», – писал А.С.Пушкин. Эти слова великого поэта можно воспринять не только как завещание последующим поколениям, но и как повод для того, чтобы узнать историю своей Родины и предков. Тема эта особенно актуальна в 2008ом году – году семьи.
Я
Я родилась в России, в городе Ленинграде, хотя это, можно сказать, случайность, если учитывать родные места моих предков. Во мне есть русская, эстонская и финская кровь, но, к сожалению, мне удалось отыскать только русские корни. Узнав историю моих предков по материнской линии, я поняла, что сейчас в мире не все так плохо, что бы ни говорили… Это будет рассказ не только о войне, трудностях и лишениях, но и о людях, которые сумели их преодолеть, благодаря которым я могу сейчас писать обо всем этом.
До и начало
В моем роду не было знаменитых людей, хоть некоторые сомнения в этом факте есть, если задуматься над фамилией моего прадеда по бабушкиной линии. Это был Александр Фомич Мосин, однофамилец, а может быть, и родственник знаменитого конструктора, который изобрел весьма известную «трехлинейку» – винтовку образца 1891 года!
Но мой прадед был не мастером, а воином ХХ века. Он участвовал в советско-финской, так называемой «зимней войне», откуда смог вернуться живым, не попав в те самые сорок процентов погибших солдат Действующей армии. По окончании войны он пробыл с семьей меньше года, как началась Великая отечественная война. Он погиб в 1943 году, как и мой второй прадед, по линии деда, Брагин Илья Васильевич, который был пулеметчиком и погиб в этом же злосчастном году. Им обоим было всего лишь по сорок два года.
Во время. Матери – одиночки
Детство бабушки прошло в буквальном смысле слова под землей. Всю войну она с братом, сестрой и их мамой, Антиповой (Мосиной) Серафимой Ефимовной, прожила в блиндаже недалеко от села Колосово. Особенно тяжелыми были зимы: если бы не родственники, которые помогали едой и приходили откапывать «дом» из-под снега, всей семье грозила бы смерть. Не было ни денег, ни еды, ни нормальной одежды. Питались тем, что находили в лесу и на полях. Единственным доходом, да и то только с 1943 года, были ежемесячные семьдесят два рубля, которые выдавались после гибели отца. Благодаря им появилась возможность приобрести одежду.
Бабушка сохранила воспоминание о первой «получке»: «Была поздняя осень, мама вернулась довольно поздно, принеся с собой объёмистый мешок. Это был досрочный Новый Год! В мешке были теплые шерстяные вещи, несколько подмороженных картофелин и крохотный кусочек сала. Не дай Бог кому-нибудь радоваться по такому поводу».
Через несколько дней бабушка (Мосина Прасковья Александровна) серьезно простудилась и слегла с воспалением легких – в те времена такой диагноз считался смертельным. Подземная печка была плохим подспорьем в леченье, но, на счастье, бабушку забрали к себе дальние родственники, которые, несмотря на личные неурядицы, смогли выходить её и поставить ее на ноги.
Говорят, там война была страшней, чем в блокадном Ленинграде. Пожары, взрывы – горели поля, деревни, лес. Немцы маленьких детей особо не трогали, но взрослых заставляли работать. Молодых девушек в деревнях не было, их отправляли работать в другие места, например, в Киров.
Семье Брагиных во время войны пришлось немного легче. Война застала семью в довольно зажиточном состоянии, единственным минусом в их жизни было отсутствие мужчины в семье. У них во владении был дом, один из трехсот в селе Тростянка, что в Московской области, и достаточное количество домашнего скота. Но это было до войны, а во время нее осталась только крыша над головой, да и то в плачевном состоянии. Причиной тому были бесконечные бомбежки.
При наступлении немцы обошли деревню стороной, но, отступая, чуть не спалили всю дотла. Это произошло из-за следующей истории.
«Немецкая неожиданность»
Среди немецких оккупантов были два друга. По иронии судьбы, они влюбились в одну и ту же девушку. Наверно, даже не стоит говорить, что она была русской. Один из немцев оказался чрезвычайно ревнивым и решил избавиться от потенциального соперника весьма необычным способом. Они жили в одной комнате, и он подвесил над косяком двери гирю. И когда тот распахнул дверь, этой гирей ему расшибло черепную коробку.
Само собой разумеется, что виновником его смерти немцы сочли жителей села. Всех их согнали в конюшню и пригрозили сжечь, если виновный не признается в содеянном. Среди подозреваемых оказалась и та самая девушка. И тогда настоящий убийца сознался. Его расстреляли, так что девушка и прочие жители села были спасены.
Сразу после
Безусловно, война нанесла огромный ущерб. Он сказывался во всем – в отсутствии жилья, еды, денег, одежды. И особенно саднящей болью она отзывалась в сердцах тех, кто потерял близких в этих кровопролитных битвах – а таковых было подавляющее большинство.
Но нельзя было вечно жить, тоскуя по ушедшим. Люди работали, стремясь восстановить разрушенное и обеспечить семьям крышу над головой и хлеб на столе. Семьи Мосиных и Брагиных не были исключением. Из-за войны дед не смог получить должного образования, потому что с семи лет работал в колхозе вместе с матерью, братьями и сестрами. Дети помогали взрослым, копая картофель, занимаясь прополкой и сдавая молоко. Денег не платили, заработок измерялся трудоднями. Заработать наличные можно было, построив кому-то дом или сделав что-то руками.
Мать зарабатывала в месяц по четыреста трудодней, на которые получала зерно. Все, имеющие хозяйство, должны были сдавать по четыреста литров молока, шестьдесят яиц и, по возможности, шерсть и шкуры.
Когда в 1953 году умер Сталин, высокие налоги отменили, что существенно облегчило жизнь крестьян. В 1959 году в колхозе села Тростянки появился новый председатель, которому удалось поставить село на ноги, люди стали получать деньги. Более того, через территорию села стали проводить высоковольтную линию, которая впоследствии сыграла немаловажную роль в истории моей семьи.
В то время бабушка училась в школе, которая располагалась в единственном чудом уцелевшем здании. Тетрадей не было, писали на газетах. На весь класс было всего два букваря, и их берегли как зеницу ока. Родители охотно отправляли детей учиться, потому что в здании школы была печка.
Население Колосова состояло преимущественно из пожилых людей, детей и подростков. Основной рабочей силой было подрастающее поколение и женщины. Такая картина наблюдалась во всех населенных пунктах. С тринадцати – четырнадцати лет все работали как взрослые. Был случай, когда восьмилетним детям дали двух быков (тракторов еще не было), чтобы они взбороновали поле. Как ни странно, но дети справились!
Мистика?
Через некоторое время стали приезжать солдаты, занимавшиеся разминированием полей. Конечно, не все мины были найдены, и люди периодически подрывались. Часто взрывались бутылки с зажигательной жидкостью – выгорало все, и никак нельзя было загасить огонь. Вроде бы в том не было ничего необычного, однако жители подметили, что на мины и бутылки попадали те, кто во время войны сумел не потерять имущество, а нажиться, причем далеко не праведными путями. Судьба всех уравновесила…
Высоковольтная линия
Бабушка познакомились с дедом, когда им было лет по двадцать. Все время до этого они жили в соседних деревнях, но ни разу не встречались, а знакомство их произошло по воле случая. Дом моего деда пошел на слом, потому что там должна была встать мачта высоковольтной линии, и его семье выделили участок в Колосове, дав разрешение на вырубку леса для постройки. Участок этот был рядом с бабушкиным домом.
К этому времени дед окончил ремесленное училище, и вполне мог заработком обеспечить семью. Бабушка же перед этим поступала в агрономический техникум, но туда брали только круглых отличников, а она один экзамен сдала на четверку. Вообще-то в то время получить хорошее образование могли только действительно умные люди, которым давали направление председатели колхозов. И тогда бабушка с дедом решили уехать из села.
Ленинград
Город на удивление тепло принял молодую пару. Они поженились, удачно устроились на работу, получили комнату в коммуналке. Прасковья Александровна работала на Кировском заводе и параллельно училась. Николай Ильич отработал десять лет в милиции. В 1966 году на свет появилась моя мама, после чего деду с бабушкой дали трехкомнатную квартиру, в которой они живут по сей день.
Точки над «i»
В судьбе моих предков отразилась и судьба моей страны. Я считаю, что имею все основания гордиться кровью, которая течет в моих жилах. Я благодарна своей семье.
Лукашина Ирина, студентка Педагогического колледжа №4
Семья… Писать обо всём сразу? С какого бока не подойдёшь, не понять – что да как? Возьмемся за дело с умом. Три практических психолога, студентка-педагог, две сотни образованных и размышляющих людей – неплохая команда. Плюс теоретические разработки по психологии и многочисленные примеры из жизни – разве этого недостаточно, чтобы найти секреты крепкой семьи? Вуаля!
Раскроем конверт с посланиями, запечатанный семью печатями, раскроем неспешно и вдумчиво…
СЕМЬЯ – ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ?
…Влюблённость позволяет двум душам на миг увидеть друг друга. Увидеть – и только. Увидеть, чтобы потом, уже будучи вместе, всё время идти навстречу, искать в близком человеке божественные черты, мелькнувшие когда-то. И если хватит терпения и мудрости, чтобы сохранить хоть искорку того огонька, у дерзнувших есть шанс приступить к разгадыванию величайшей тайны мироздания – ЧТО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ?…
Я очень не хотела браться за тему «Семья». Во-первых, ею и так занимаются многие специалисты. Кроме того, эта тема чрезвычайно сложна.
Сверхзадача образования молодого человека – создание проекта-мечты своей жизни. Для студентов актуальные темы для обсуждения: семья, профессия, здоровье.
Темы, которые задает современность. Опрос более 600 старшеклассников, проведенный в 2002 году в Петродворце, показал, что существует разрыв между ориентацией на семью и конкретными поступками, закрывающими двери для мечты (для 80% молодых людей).
Эти данные подтверждаются и последние годы в процессе анализа ситуаций со студентами и родителями.
Важно передавать опыт от сердца к сердцу. А как это организовать? Мне, как всегда, повезло. Я училась на курсе Т.А.Берсеньевой и познакомилась на ее занятиях с удивительными людьми. Открытием и радостью была игра, предложенная Тамарой Александровной «Здравствуйте!» Я применила игру к условиям педагогического колледжа, объединила с основными темами, интересующими педагогов, студентов и родителей. Получилась деловая игра «Семья за семью печатями». Стоит отметить, что игра проходит легко, увлекательно. Как это достигается?
Описание игры. Группа 10-30 человек. Все садятся в круг. В центре игровое пространство: «7 печатей (проблем, зон внимания, актуальных современных тем для обсуждения)». Участники бросают кубик и отвечают на вопрос соответствующего сектора-проблемы. Любой участник группы может дополнить ответ, может высказать свое мнение. Присутствующие взрослые также участвуют в обсуждении вопросов, предлагают свое мнение. Если есть необходимость, ведущий подводит итоги, уточняет проблемы, расставляет акценты, ориентируя на дальнейший самостоятельный поиск решения.
Все, отвечающие на конкретный вопрос, получают поощрительные призы соответственно степени участия. В конце занятия студенты оценивают по 10-балльной шкале: насколько им было интересно и нужно это занятие.
Немаловажен подготовительный этап игры. Педагогам и студентам дается информация о ходе занятий. Студенты 1-4-х курсов заранее задают мне вопросы по трудным ситуациям в семье и проблемам, которые они сами не могут решить достаточно долгое время. Банк вопросов пополнялся в течение трех лет и составляет сегодня более 120 ситуаций (более 700 вопросов).
Проведены занятия в 10 группах. Всего участников – более 200 человек.
Игра проводится на классном часе, на уроках ОБЖ, на уроке «Семейная психология». Длительность занятия – 1-3 часа. Для заинтересованных студентов в дальнейшем проводятся индивидуальные и групповые занятия.
Приведем примеры вопросов и ответов студентов, педагогов и психологов.
Глава 1. Первая печать: диалог
(умение вести диалог: слушать и слышать друг друга,
видеть красоту другого человека, его лик).
– Если тебе делают конструктивное замечание, как ты поступаешь?
– Обычно выслушиваю, но поступаю по-своему… Смотря кто делает замечание! Если друг, то слушаю, если другие люди, то приму во внимание… Извиняюсь… Говорю спасибо, это же замечание высказано по-доброму…
Почему же не выслушать дельное замечание? Мы все – прекрасны, но поступки наши могут быть не совсем совершенны. Но это же можно изменить. Жизнь – это и учеба! Стоит выслушать и поблагодарить.
– Как заинтересовать 12-летнего ребенка учебой?
– Главный вопрос. Наверное, не стоит повторяться, говорить то, что уже говорили… Прояснить, кем ребенок хочет быть… Выяснить, что ему интересно, и связать это с учебой…
Если родители говорят «учись», ребенок, скорее всего, прислушается. Если дружная семья – в большинстве случаев ребенок услышит…
Важно определить, какая установка преобладает у подростка: «Я – хороший, другие – хорошие» (с таким человеком легко решить наитруднейшие проблемы); «Я – хороший, другие – плохие» (человек с такой установкой, будь то ребенок или взрослый, неконструктивен, он неосознанно ищет недостатки у другого: не дай Бог нам ошибиться!); «Я – плохой, другие – хорошие» (человек с такой установкой следует пути других, забывая о своем. А затем завидует успехам и жизни другого и разрушает себя и другого); «Я – плохой, другие – плохие» (ох, как трудно помочь такому человеку. Да он ее, помощи, и избегает всячески. Все же терпение и поддержка в течение трех-пяти лет иногда совершают чудеса).
– Как влияет рождение ребенка на взаимоотношения супругов?
– Ребенок – продолжение любви. С рождением малыша любви стало больше. Важно уметь отдыхать. Хорошо, если есть помощники (мамки, няньки, дядьки).
– Существует распространенный миф о том, что, если есть разлад в супружеских отношениях, рождение ребенка скрепит семью. Это не так. Более того, это кардинально неправильное мнение. Рождение ребенка – большой стресс для всех членов семьи. Для того, чтобы появление малыша стало «чудом», радостью, необходимо, чтобы любящие люди абсолютно доверяли друг другу, были уверены друг в друге, и чтобы в семье царили покой и любовь. И ребенок, рожденный в такой атмосфере, принесет в семью счастье. – Кулагина Е.
Глава 2. Вторая печать: доверие.
– Как сделать, чтобы тебе доверяли?
– Никогда не обманывать самому. Даже в мелочах. «Атомарная честность» – замечательное и емкое выражение. Если совершён неопределенный, непонятный поступок – по возможности, стоит объясниться, или просить кого-либо объяснить.
И еще доверять самому. Доверять, но не быть простофилей.
Все чаще мне встречаются взрослые и студенты, которые, даже если их обманули, говорят: «Я все равно буду верить людям. Это нужно мне. Невозможно подозревать или опасаться. Я становлюсь каким-то укороченным». Даже если их подводят, они все равно верят и помогают (одалживают деньги, книги), считая, что была уважительная причина, если человек не выполнил своего обещания.
Доверие к себе, миру, другим – единое чувство. Важно доверять своему сердцу, помня, что есть две поговорки на тему доверия «Дай сердцу волю – заведет в неволю» и «Сердце не обманет». Какую выбрать? Лучше всего – золотая середина. Важен опыт, честность с самим собой – настрой на гармонию, ведь человек – как сложнейший инструмент, откликающийся на все происходящее.
Доверие к миру есть важная точка выбора – фокальная точка (от слова фокус: фокус как чудо и как интеграция). Это выбор школы (воспитателя, учителя), профессии и любимого человека.
Значительная часть горестных ситуаций (но не все) могли бы не случиться. Когда внимательно анализируешь их развитие с участниками, выясняется, что не менее трех раз они получали предупреждения от Судьбы – быть осторожным и внимательным.
Глава 3. Третья печать: дружба
(умение создавать атмосферу дружеского общения.)
– Как поднять настроение маме?
– Поставить любимую музыку… Убрать квартиру… Изменить ритм деятельности… Приготовить ужин (обед)… Спросить, что произошло? Могу ли я чем-то помочь? Прочитать молитву. Сказать, что любите ее.
– Сказать «спасибо» (Кулагина Е.).
– Как сохранить хорошие отношения в семье?
– Дружеские отношения в семье – это немало. Важно уметь сознательно поддерживать такую атмосферу. Для этого, как показывают исследования, стоит выполнять 6 неписаных правил дружбы.
• Стараться, чтобы с тобой было приятно. Приветливость, доброжелательность – естественное выражение состояния души. Слышать и слушать другого (оставить на время мысли об учебе, быть здесь-и-сейчас), посмотреть в глаза, заметить все хорошее, что произошло за день – это обязательно отразится на лице, в походке. Входя в дом, оставить все заботы за дверью (можете повесить эти размышления на крючок за дверью) – вы пришли в самое сокровенное место, в дом.
• Доверие, честность, сочувствие, сопереживание, поддержка. «Разделенное горе – полгоря». Нельзя говорить: «У всех проблемы». Лучше: чем я могу помочь? Какой ты видишь выход?
• А если радостное событие – обязательно порадоваться вместе. Радость растет, если ее разделяют близкие. Можно себя перенастроить с зависти (которая привычна для многих людей) на высокие чувства: со-радоваться удаче, успеху другого человека. Если мы этого не сделаем в своем внутреннем мире, то мы не будем в нем хозяевами, в нем поселятся ураганы и хаос. Научиться этому просто: это чувство естественно для большинства людей.
• Не критиковать и не поддерживать критику близких людей. Если есть сомнения, лучше прояснить ситуацию вдвоем. Лучше НИКОГДА не выяснять отношения: атмосфера дома, аура – разрушаются.
• Помощь близким, даже если просьба не высказана, но вы видите, что помощь нужна.
Глава 4. Четвертая печать: позитивные сценарии жизни.
– Влияет ли пример семейных отношений на воспитание детей?
– Это не просто «пример», это называется «семейный сценарий». Как правило, жизнь ребенка очень похожа на жизнь родителей (или тех, кто их заменял, кто фактически выполнял их функцию). Или наоборот. Бывает, что ребенок недоволен той атмосферой, в которой он воспитывался, тогда он сознательно или несознательно стремится построить свою жизнь, отношения со своими детьми «с точностью до наоборот». (Кулагина Е.)
– Что ты делаешь, если очень расстроен?
– Главное, не дать огорчению изменить твое состояние: вымыть голову, переставить мебель, вскопать грядку, выполнить обещание, вымыть полы, сходить в магазин. Найти иной взгляд на ситуацию: проанализировать – найти причину и сделать выводы для себя; ни в коем случае не критиковать; пойти в храм, послушать любимую музыку. А если это горестная ситуация, прожить ее вместе с близкими, друзьями. Можно поговорить с другом, родными. Можно пойти к психологу, маме.
– Как научиться отказывать, не чувствуя свою вину?
– Если возник такой вопрос, лучше всего проиграть несколько ситуаций, чтобы научиться говорить НЕТ.
Своевременное Да – прекрасно, Нет – также. В некоторых странах девочек учат говорить «нет». Это необходимо и эффективно.
– Не оправдываться. Просто сказать короткое спокойное «нет» без объяснений. Чем дольше объясняете причины – тем больше чувствуете вину, тем больше даете оппоненту шанс Вас переубедить, найти Ваши слабые стороны.
– В каком возрасте лучше создавать семью?
– Когда чувствуете ответственность за себя и свою жизнь настолько, что готовы взять на себя ответственность за жизнь другого человека.
– Кто может отвечать за семейный бюджет?
– Тот, кто СПОСОБЕН отвечать за него – кто этот бюджет формирует.
– Что делать, если тебе изменяют?
– Так вопрос задавать не стоит. Вы заранее себя настраиваете на соответствующую ситуацию.
– Если Вы зададите такой вопрос психологу, он скажет: «А что бы Вы хотели сделать?». Здесь нет конкретного ответа, каждый должен решить для себя, как ему относиться к этой ситуации.
– Правильно ли поступает молодежь в наше время, живя в гражданском браке?
– Мы беседовали с учителем английского языка. Она обрадовалась, встретив своих учеников через много лет. Из разговора стало ясно, что главному ее учеников не научили ни учителя, ни родители. Большинство молодых людей были несчастливы в личной жизни.
Этот замечательный педагог стала проводить беседы с учениками разных школ. Кратко суть ее занятий: есть три пути в жизни.
Гражданский брак. Чаще всего именно это считают браком. Исследования показали, что если 80% девушек предполагают, что они всегда будут вместе, то среди юношей таких всего лишь 20%. Представьте число потенциальных конфликтов. А если родятся дети?
Игра в любовь. Наиболее распространенные образы в СМИ, фильмах, книгах ориентируют на такие отношения. А если родятся дети?
Любовь и создание семьи. Симпатия. Влюбленность. Признание в любви. Помолвка. Знакомство с родителями жениха и невесты. Свадьба. Объединение двух родов. Лелеяние молодых.
– Что такое целомудрие?
… Вот определение из словаря (http://azbyka.ru/ dictionary/22/tselomudrie-all.shtml):
Целомудрие – это Высшая форма нравственности: благоразумие, духовная и телесная чистота, непорочность. Это внутренняя чистота, цельность мировоззрения, мыслей и поступков, которая не обусловливается внешними факторами. Отождествление целомудрия с девственностью – сужение понятия.
Думаю, это достаточно полное и понятное определение.
– Что делать, если не хочется выполнять домашнее задание?
– Как себя заинтересовать? Как поднять настроение? Как делать домашнее задание быстро?
1. Найти положительные стороны в выполнении задания: для чего МНЕ это нужно? Что Я получу – знания, удовольствие… (связать со своим жизненным опытом) и чем больше, тем лучше. Если не получается, спросите у того, кому нравится это делать, что именно в этом привлекательного. Уверяю, услышите много интересного.
2. Приготовить себе подарок по окончании работы (вкусненькое, прогулка, просмотр любимого фильма и т.д.), поощрить и обязательно похвалить себя, когда сделаешь то, что не хочется.
3. Выполнять задание, разбив его на маленькие «безобидные» операции (Ну я же могу открыть книгу? Молодец! Посмотрим первую страницу. Вроде, ничего страшного, и т.д.)
4. Совместить «приятное» с «полезным». Например, если не любите писать сочинения, сначала нарисуйте: свои чувства, мысли, образы. Желательно красками, гуашью или пастелью. И все под любимую музыку. А потом попробуйте писать.
Глава 5. Пятая печать: «возрастание в любви»
– Что такое влюбленность? Что такое любовь?
– Влюблённость – это то, что в ранней юности принимают за любовь. Это ослепительная вспышка, проявляющая все самое лучшее в душе влюблённого, позволяющая увидеть идеальный образ другого. Это – озарение. И, как всякое озарение – влюблённость кратковременна. Она позволяет двум душам на миг увидеть друг друга. Увидеть – и только. Увидеть, чтобы потом, уже будучи вместе, всё время идти навстречу, искать в близком человеке божественные черты, мелькнувшие когда-то. И если хватит терпения и мудрости, чтобы сохранить хоть искорку того огонька, у дерзнувших есть шанс приступить к разгадыванию величайшей тайны мироздания – ЧТО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ?…
– Что ты посоветуешь прочитать и посмотреть о любви?
Романы:
Шарлотта Бронте «Джейн Эйр»,
Джейн Остин «Гордость и предубеждение».
Художественные фильмы:
Конечно, «Любовь и голуби» – советский фильм, признанный одним из лучших в советской кинематографии,
«Вокзал для двоих», «Ирония судьбы», «Служебный роман» - фильмы Э.Рязанова о начале взаимоотношений, о появлении влюбленности,
«Поющие в терновнике» (многосерийная мелодрама),
«Призрак» (классика романтического кино),
«Фрида» (с С.Хайек, биография известной художницы),
«Моя жизнь» (в главных ролях Майкл Китон и Николь Кидман),
«Вид на жительство» (французское кино),
«Легенды осени», «Куда приводят мечты» и «Осень в Нью-Йорке» – прекрасные голливудские фильмы о любви,
«Реальная любовь» и «День сурка» – легкие, незамысловатые, добрые комедии.
Некоторые психологи считают, что «День сурка» – прекрасный тренинг общения.
«Благословите детей и зверей» (1971),
«Оскар и Розовая дама» (2005).
– Можно ли прожить всю жизнь с одним мужем?
– Правильнее было бы задать вопрос иначе: почему многие не могут прожить жизнь с одним человеком? Часто, к сожалению, браки распадаются. Если двое людей сделали все, чтобы предотвратить это, значит – это две разные половины, которые, соединившись, не смогли создать единое целое.
В Библии сказано, что для одного мужчины предназначена одна женщина.
Это источник, проверенный столетиями. Думаю, можно ему доверять.
– Что делать, если у партнера пропадает к тебе интерес – с примерами?
– Если рядом с нами не любимый человек, а партнер (по гольфу, бадминтону, танцам…), то в этом проблема. Нужно изменить отношение «к человеку» на «к Человеку»;
– Нужно возобновить интерес какой-либо идеей, какой-либо интересной информацией. – Якимчук Анна.
– Чтобы стать интересным для других людей, необходимо быть интересным для себя, т.е. стремиться к развитию (расширять собственный кругозор, проявлять интерес ко многим областям культуры и жизни, а также к другим людям).
– Почему молодые люди теряют интерес друг к другу после свадьбы?
– Некорректный вопрос. Вы программируете себя, примеряете на себя проблему. Нужно мечтать о любимом. (Посмотрите в этих книгах тексты и стихи о любви).
После свадьбы у молодых начинается совсем другой период – как говорится, «сказка заканчивается свадьбой». Но это, конечно, шутка. Свадьба, как говорилось выше, – это очередная, но очень необходимая, ступень в отношениях между двумя людьми. Парень и девушка стремятся создать единое целое – союз. Когда союз образован, перед семьей встают другие цели, «быт». И от того, насколько им удается справляться с задачами этого периода, зависят их дальнейшие отношения. Считается, что первые два года совместной жизни – самые сложные. Важно на протяжении всей супружеской жизни поддерживать друг друга, проявлять к любимому искренний интерес и заботу. Будьте ласковыми и еще – делайте друг другу почаще приятные сюрпризы!
– Ваше отношение к половому воспитанию – как объяснить, в каком возрасте?
– Половое воспитание должно быть дано ребёнку именно тогда, когда его родители осознают, что он к этому готов. Причём воспитание – это не какой-то определённый поток информации, а передаваемый опыт, который нужно освоить постепенно, своевременно. Я считаю, что половое воспитание должно быть дано родителями обязательно в виде наставлений, советов. Не нужно ругать ребёнка или отказывать в помощи, это может привести к нежелательным результатам. То, что дают ребёнку родители – основа, которой он будет руководствоваться. Остальной опыт ребёнок со временем приобретёт сам. – Якимчук Анна.
– Половое воспитание начинается еще задолго до рождения ребенка. Когда родители узнают пол ребенка в утробе, они начинают готовиться: покупают вещи, украшают детскую, планируют, кто будет проводить с ним время (бабушки, няня), дают ребенку имя. Все это очень важно, так как. плод на последних сроках обладает слухом и даже зрением. И он прекрасно «считывает» отношение к нему окружающего мира.
Могут возникнуть сомнения в том, что это именно «половое» воспитание. Однако я скажу, что любое воспитание является половым, если только родители не относятся к ребенку, как к существу среднего рода.
А если есть сомнения в том, когда нужно отвечать ребенку на вопросы об отличии мужчины и женщины, откуда появляются дети, почему нельзя жениться на маме и т.д., то я скажу – когда он начнет эти вопросы задавать. Главное, придерживаться двух принципов: быть уверенным, что это ребенку на пользу (что вы не запугиваете), и быть искренним, честным (не надо говорить, что детей находят в капусте). Если это маленький ребенок, придумайте интересную историю, доступную для понимания, избегая научных терминов.
– Как себя полюбить; готов ли ты изменить себя ради любимого человека?
– Очень важный вопрос. И сложный. И очень актуальный. В психологической практике часто встречаешься с данной проблемой – нелюбовью к себе. Научитесь не критиковать себя. Это очень важно, и это первый шаг. Лучше скажите себе: «Здесь я допустил ошибку. В следующий раз надо поступить так-то и так-то». Обязательно проведите работу над ошибками и найдите положительное даже в самой тяжелой ситуации. Подумайте, чему этот опыт Вас научил. Чаще хвалите себя, в трудных ситуациях вспоминайте свои победы и удачи. Верьте в себя, поддерживайте себя. Улыбайтесь себе в зеркале.
По поводу «менять себя ради другого». Это две стороны одной медали. С одной стороны, если это дорогой для вас человек и если вы ДОРОГИ этому человеку, он будет воспринимать вас таким, какой вы есть – ценить вас не только за достоинства, но и давать вам право иметь свои недостатки. С другой стороны, необходимо всегда идти на уступки друг другу: «Тебе очень не нравится, когда я так делаю? Я руководствуюсь… когда поступаю так. Скажи тогда, как бы ты хотел, чтобы я сделал? И почему?»
– Зачем люди женятся? Что такое домашний очаг?
– Люди женятся лишь тогда, когда они оба понимают, что им хорошо вместе, что они любят друг друга, и когда они окончательно определяются с выбором достойного отца или достойной матери своих детей. Семья – это не только продолжение рода, а ещё маленькое замечательное общество, где люди совершенствуются, в котором подрастает новое поколение, где закладываются самые важные человеческие качества – поведение, отношение к окружающей среде, к другим людям. Именно здесь человек понимает, что такое любовь к близким, что такое ответственность за других, именно здесь формируется человек как личность. Домашний очаг – это то, чем мы живём, как мы ладим друг с другом и чем мы дорожим. Его создают любящие родители и их дети. Заботливые мамы и папы воспитывают нас в любви и гармонии, во внимании и доброте. Мы ценим это, нам спокойно и приятно находиться у себя дома с близкими, отдыхать от суеты, от иных обществ, вроде школы, улицы, компании друзей.
– Самое главное – не спешить с решением выходить замуж или жениться. В молодости любовь обуревает нас, но нужно вовремя направить её в нужное русло, постараться обуздать её. Я сама, молодая девушка, люблю своего молодого человека Дмитрия, нам очень хорошо вместе. Ему 19 лет, а мне 17. Между нами царит необычайная гармония. Мы оба с очень интересными и непростыми характерами, полны амбиций и интересов. Мы, бывает, недопонимаем друг друга, но это кратковременно. Только очень жаль, что он учится в Военно-Медицинской академии и увидеться удаётся нечасто .
«Самое время выйти замуж», – подумают либералы, но так ли это? Не рано ли? Любовь – это замечательно, это очень важно для каждого из нас, но нужно помнить о самом главном в этом возрасте – об образовании. Можно долго об этом говорить, в общем, не стоит повторять ошибки наших мам и пап, бабушек и дедушек, которые по разным обстоятельствам женились и выходили замуж очень рано, рожали детей, но так и не получали желаемых результатов, таких как хорошее образование, высокооплачиваемая работа, перспективы и счастливая семейная жизнь. Всё должно быть сделано рационально и с умом, если это, конечно, возможно. – Якимчук Анна.
– Стоит ли говорить, что ты приемная мама?
– Своевременный ввод в курс происходящих событий обязателен. Вообще, если завести разговор о приёмных детях, можно столкнуться с множеством мнений. Одни родители считают, что это может травмировать ребёнка и изменить его отношение к приёмным родителям на негативное. Другие считают, что ребёнок должен обязательно знать о своём прошлом, ибо не хотят, чтобы ребёнок рос избалованным. Я считаю, что рассказать ребёнку всю правду нужно, но, конечно же, выбрав подходящий момент для этого. – Якимчук Анна
– Можно ли считать полноценной семью без детей? Что будет, если всю жизнь прожить без детей?
– Семьи без детей бывают очень счастливыми, если союз двоих – творчество.
– Полноценной её, увы, не назовёшь. Говорят, что дети – это замена родителям в будущем. Для чего, получается, проживут родители, если им не будет достойной замены? Не для чего. – Якимчук Анна.
– Для любого живого существа свойственно стремление к продолжению рода. Человек – единственное исключение. Он может для себя решить иначе. Если при этом человек чувствует себя полноценным, реализовываясь в других сферах бытия (жизни), то почему семья будет неполноценной? Однако, чаще всего, семьи остаются без детей не по своей воле. И тогда это, конечно, большое горе.
Главы 6 и 7.
Шестая печать. Нравственные ценности
– Меня обманывают родители. Как объяснить им, что это нехорошо?
– Скажите, что вы чувствуете, не обижая их. Это может быть примерно так: «У меня такое чувство, что ты сейчас не вполне откровенен со мной. Это так? Мне обидно. У меня появляется ощущение, что ты не доверяешь мне».
Седьмая печать. Творчество
– Как прожить долго и счастливо?
– Глобальный вопрос. Прочтите эту книгу – может, что-то откроется для вас.
– Какой должна быть идеальная семья?
– Ценностей много. У каждого они – свои. Живите в соответствии со своими ценностями, будьте честны с собой и близкими вам людьми.
– Сколько в семье должно быть детей, чтобы семья была идеальной?
– Думаю, что ответ на этот вопрос уже дан выше. Идеал – не в количестве детей. Хотя, опять-таки – у каждого свои ценности.
– Что такое счастье? Карьера или семья – что выбрать?
– Вообще, счастье – субъективное понятие. Для кого-то это деньги, для кого-то семья. Смотря кто ты – материалист или нет. Для кого-то деньги могут играть большую роль, чем собственный ребёнок, жена или муж. Это неверно. Деньги не вечны, а вот любовь – да. Семья – это не просто два любящих человека, семья – это два устоявшихся в жизни образованных человека, связанных любовными и брачными узами. Для того, чтобы её создать, нужно иметь опору, достичь определённых успехов в карьере, заработать достаточно средств. Эти два понятия в моём понимании неразделимы. Я, например, даже в своём сравнительно небольшом возрасте знаю, что без образования и каких-либо профессиональных навыков никуда в жизни не пробьёшься и ничего не достигнешь. Так что не нужно ставить цели что-то выбрать, семью или карьеру, нужно всё сделать постепенно и вовремя. – Якимчук Анна.
– Выделяют следующие сферы жизни человека:
• сфера профессиональной жизни (карьера);
• сфера образования;
• сфера семейной жизни;
• сфера общественной активности;
• сфера увлечений;
• сфера физической активности.
В каждой из них человек реализовывается в той или иной степени. И от того, насколько успешно он это делает, он чувствует удовлетворение. Ощущение счастья частично связано с этим чувством.
– Должна ли мама работать, если родился ребенок?
– Этот вопрос может рассматриваться только в индивидуальном варианте. Сейчас в России очень много неполноценных семей. Девушки вынуждены искать средства к существованию. Нередко выходит так, что мамы – совсем молодые девочки, которые сами ещё нуждаются в воспитании и опёке родителей. Это ужасно тяжело и обидно, если молодой человек отказывается воспитывать своего ребёнка, уклоняется, убегает от проблем, скрываясь где-нибудь от властей и от самого себя. Ведь это так замечательно, когда ты видишь любимую девушку, уже женщину, и это маленькое чудо, такое беззащитное и милое, что невозможно на него наглядеться! Конечно, я, может, рассуждаю только с одной стороны, но я думаю, что если молодая пара решилась явить на этот свет нового человека, они должны быть вместе долго. Мужчина должен обеспечивать семью, как бы ни было тяжело, потому что самой женщине это сделать намного труднее. – Якимчук Анна.
– Рождение ребенка – очень сложный и ответственный момент для каждого в семье. Мама для новорожденного – это не просто человек рядом, это синоним Вселенной, Жизни. И так весь первый год – малыш не представляет себя отдельным (отделенным) от мамы. А если Вселенная будет ходить на работу? На первом году жизни у ребенка закладываются очень важные чувства, определяющие всю его будущую жизнь – базовое доверие к миру. Упустив этот период, далее наверстать будет уже практически невозможно. Кроме того, большинство психологов уверены, что характер человека формируется до 5 лет, а 80% мозга развивается всего лишь до 3 лет. Возможно, это не достоверные данные, но подумать есть над чем. Каким Вы хотите видеть в будущем вашего ребенка? Вы хотите, чтобы он стал таким, как ВЫ мечтали? Вырос в соответствии с вашими идеалами и ценностями? Или чтобы он рос таким, каким это видится тете Ане из четвертого подъезда, которая охотно соглашается понянчиться с малышом, пока вы работаете? Конечно, обстоятельства бывают разными, вот почему очень важно ПОДГОТОВИТЬСЯ к этому ответственному шагу, заранее решив, по возможности, все материальные вопросы.
– Как поднять себе настроение?
– Поднимает себе настроение каждый по-своему. Кто-то хочет остаться в одиночестве, пойти на прогулку в тихое и безлюдное место. Кто-то стремится в шумную и весёлую компанию своих любимых друзей, стремится получить максимум удовольствия от пребывания в обществе. Заряжаться позитивом можно от множества вещей вокруг тебя: это и животные, и добрые люди, и природа, это и вкусная еда, это и интересные места для досуга, и твой компьютер, и увлекательная книга. Главное, знать, чего ты хочешь на данный момент, а дальше действовать по своему плану! Иногда весёлые и позитивные моменты ждут тебя там, где ты их не ждёшь вообще. Так что нужно быть как можно проще и не загружаться своими проблемами! – Якимчук Анна.
– Как объяснить 8-летнему ребенку, что заниматься музыкой хорошо, и это пригодится в жизни?
– Может быть, побывать вместе с ним на встрече с искусствоведом Михаилом Казиником? Или сочинить сказку?
Я училась у В.Багрунова. Даже я пела (пела!), занимаясь по его методике.
Мы познакомились с участниками. Ирина по моей просьбе написала сказку. Может быть, ее стоит рассказать ребенку?
Сказка
В маленьком царстве, в маленьком государстве жил-был мальчик по имени Молчун. Почему Молчун? А потому что не любил он разговаривать. Слова казались ему твёрдыми, сухими. И он молчал… Только когда очень было нужно – быстро говорил необходимые слова, а потом снова замолкал.
Как-то гулял он по берегу реки и увидел небольшую деревеньку с маленькими домами на единственной улице. Между домами были высокие заборы. В этих домах жили нотки. В каждом домике одна нотка. А на калитках были написаны имена ноток: "ДО", "РЕ", "СОЛЬ", "ФА диез", "СИ бемоль". Жили нотки очень недружно. В гости друг к другу не ходили. Если встречались на улице –только здоровались, каждая своим звуком, и расходились. Не нравилось ноткам, как звучали они при встрече, вот и старались нотки не разговаривать.
Мальчик Молчун шёл по улице. Ноткам стало интересно, и они вышли из домиков к калиткам. Каждая нотка удивлённо звучала, и мальчик вдруг услышал сразу несколько ноток. Он прислушался, потому что в воздухе звенела маленькая мелодия. Коротенькая, но милая и нежная. Мальчик вернулся к первой калитке и к мелодии добавились нотки, которые уже звучали раньше. Самим ноткам тоже понравилось то, что получилось, и они уже не возвращались в домики, а стояли у калиток. Мальчик ходил по улочке и руками показывал, какой нотке петь. И получилась маленькая песенка. Мальчик её запел. Он больше не был молчуном. Ему понравилось петь слова, которые перестали быть сухими и жёсткими. Теперь слова стали мягкими, нежными и протяжными. Нотки подружились и вместе со словами сложились в песни. Песни поют мальчики и девочки, дяди и
тёти, бабушки и дедушки. И никто уже не может представить, как раньше люди жили без песен.
А мальчика теперь зовут Певуном.
Чирковская Ирина
Группы значительно различаются по глубине ответов на обсуждаемый вопрос.
Ведущий в конце каждого ответа, если в этом есть необходимость, приводит данные исследований проблемы – медицинские, психологические, экономические, мнение экспертов-консультантов по семье; примеры из художественной литературы, фильмов.
Н.Е.Сальникова, Е.М.Кулагина, Анна Якимчук, Е.А.Иванова