Ясная книга. Предисловие.Эл.вариант

ПРЕДИСЛОВИЕ. НА ЯСНЫЙ ОГОНЬ (автор: Н.Е. Сальникова)    

Эскиз. Сергея Осипова

Содержание

СИЛА СОЧУВСТВИЯ. Подлинное слово. Истоки проектов
ПРОЕКТЫ. Живое озеро. Уроки Светописи. Институт Семьи
ЯСНАЯ КНИГА. Время Семьи в пространстве Природы

…На ясный огонь, моя радость, на ясный огонь.
Езжай на огонь, моя радость, найдешь без труда…

Б.Ш. Окуджава

Несколько слов о форме изложения. Представление темы и авторов книги идет от моего имени, автора и руководителя проекта, Нины Евгеньевны Сальниковой. Я согласилась с первыми моими читателями, что для понимания книги, в которой собраны многостилевые произведения большого количества авторов, это и оправдано, и необходимо. Текст от автора будет обозначаться далее символом-цветком  .

Сила сочувствия

 

И нам сочувствие дается, как нам дается благодать

Ф.И. Тютчев

Подлинное слово. Редкость. Редкость – услышать подлинное слово. По-длин-но-е, дающее длину – долгую жизнь мыслям и чувствам, отношениям с другими людьми и природой. Такое Слово изменяет восприятие, отношение, дает радость, проблемы решаются как бы сами собой, просто потому что такое слово произнесено, и оно, направляя к истинной цели, способно звучать часы, годы, всплывает через столетия, соединяет людей разных поколений, приоткрывая дверь в  пространство и время Будущего, создавая и питая его. «Что же это за Слово? Слова?» – спросите вы. Это Любовь-и-Надежда. Послушайте, как звучат эти слова. Они струятся, словно вода, радуют человека и сами радуются солнцу, птицам, всему живому, что встречается на их пути, несут нам, людям, заветную и правдивую, чистую информацию: «Да, возможны изменения к лучшему: в семье, в жизни каждого из нас, в стране, на планете. Они уже происходят. Улыбнись… » Как вода камень точит, так и эти чувства – Любовь и Надежда – прокладывают путь для всех стремящихся идти и по ровной дороге, и по немыслимому бездорожью.

Исток многих наших проектов – не просто внутренние и внешние события, не какая-либо блестящая идея, книга, мечта, а боль ребенка или взрослого, просьба о помощи в конкретной ситуации, высказанная или невысказанная (студентами, детьми, педагогами, родителями, сообществом детей и взрослых, и даже природой). 

Проект «Уроки Светописи» появился как ответ на вопрос одной студентки: «Почему так трудно жить?» Задала его Камилла К., в 6 лет потерявшая отца во время грузино-абхазского конфликта Эта удивительная девушка училась в педагогическом колледже, где я в то время работала. В чем особенность и непохожесть ее на других студентов? Я не могу говорить о результатах диагностики – они личные. И все же стоит отметить, что эта девушка очень способная, добрая, умная, открытая, благородная, отзывчивая, искренняя и смелая. Беседуя, мы подошли к той границе, где для решения проблемы недостаточно собственно психологических знаний, и вышли в пространство культуры и вечных ценностей. Главной стала тема личной ответственности в новых «постперестроечных» границах жизни как самого человека, так и его семьи в широком смысле этого слова.

Камилла интуитивно верно сама нашла психологический источник помощи себе – она стала писать о прошлом – коротком счастливом своем детстве – и о будущем. Я помогала ей осмысливать произошедшее, мы вместе искали новый взгляд на взаимоотношения между людьми, любовь, счастье, обсуждали, как можно защитить семью и близких людей, что можно противопоставить агрессии и войне, как жить.

Другие студенты, узнав, что в колледже появился человек, готовый читать и обсуждать стихи и рассказы начинающих авторов, стали приносить свои истории. Психологическое консультирование, как оказалось, легко встраивалось в эти беседы о счастье, жизни, любви и будущем. Наши встречи стали взаимно нужными. Особая атмосфера доверия и уважения, вдохновения и сотворчества показала возможность нового направления психологической работы – издательского проекта. Поддержка директора педколледжа № 2 О.Г.Лосевой и администрации привлекла новых участников, студентов и педагогов. Так в 2006 году появился проект «Уроки Светописи», которому оказалось суждено дожить до наших дней. (Всего участников проекта более 150).

Мысленно возвращаясь к истокам проекта «Живое озеро», я вижу солнечный день, красоту неба, цветов и облаков и безобразный пляж с горами мусора. На берегу были группы отдыхающих. Женщина около мусорной кучи кормила грудью малышку, еще двое ее детей дошкольного возраста под присмотром мужа плескались в озере. Было жаль и молодую семью, и детей, и озеро. Я стала молча очищать побережье, ко мне присоединились 2 человека, потом 6… На следующий год – 30… 60 человек… Начала просветительскую деятельность: рассказывала отдыхающим сказки об озере, его истории. Так в 2004 году родился проект «Живое озеро» («Скорая помощь водоему, озеру, реке»). Поддержали проект 80% жителей – хотя бы один раз они откликнулись на наше предложение участвовать в Акции «Зеленый Час».

Но были и другие родники – мысли и чувства, питающие органично возникающие проекты. Еще один из них бы открыт мною в детском доме. В 1987 году я, счастливая мать двоих детей, нянчила годовалую дочку и смотрела передачу по телевизору: дети стояли в очереди – получить ласку от воспитателя!.. И вдруг стало ясно: нужно как-то помочь этим детям. Все мечты исполняются: в 1988 году я уже работала психологом в детском доме. Удивительный коллектив воспитателей, педагогов, администрации! Тогда мы и открыли силу сочувствия к обездоленным детям и увидели, как много может сделать даже один человек, а еще больше – вместе с друзьями. Тогда мы создали проект «Как преобразовать детский дом в творческий центр» (позже он стал основой проекта «Экология Человека»).

Все проекты были представлены на конкурс и получили признание.

Проект «Уроки Светописи» – лауреат премии «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучший издательский проект года»  в 2008 году. Победитель во втором этапе  в Северо-Западном Федеральном округе.

Проект «Экология человека» (1989–2008) – победитель конкурса «Инновации Петербургской школы» в 2009 г.: «Модель психологической службы в современных образовательных учреждениях: создание экспериментального творческого центра – системообразующей развивающей среды».

Проект «Живое озеро. Скорая помощь озеру» – лауреат премии «Terre de Femmes – Земля Женщин – 2010» («3-я Национальная Премия»).

Эти проекты не исчерпывают все направления нашей деятельности, однако являются ведущими.

Несколько слов о проектах

Проект «Живое озеро» ориентирован на решение экологических проблем на озере: сохранение красоты, поддержание чистоты, просветительскую работу с отдыхающими и местными жителями, создание алгоритма оказания скорой помощи озеру (водоему, реке) и экспериментальную проверку его эффективности. Все эти мероприятия осуществлялись без финансовой поддержки. Участники – взрослые и дети, школьники и студенты, отдыхающие и случайные прохожие…

Там, где берега, ручьи, поляны, возвышенности очищали с песней и радостью, мечтой о красоте в этом месте, а молодые растения сажали с любовью, – теперь почти всегда чисто. Нужно лишь поддерживать гармонию этого места, периодически проводя просветительские программы и изредка убирая мусор. Создан научно-популярный фильм об озере, разработан экомаршрут: «От Лемболовского озера к Лебединому».

Необходимость скорой помощи именно этому озеру обусловлена не только тем, что оно является одним из самых красивых мест Всеволожского района, ценно своим биологическим разнообразием и очень важно для сохранения экосистемы этой   природной территории. Это одна из самых высоких точек Санкт-Петербурга*, здесь расположены Верховые Болота. Некоторые экологи МЧС считают, что нарушение водного баланса в этом месте может привести к непредсказуемым последствиям для Санкт-Петербурга и области**. Девиз проекта – «Чистый дом нашим детям и любимым».

  • Информация о проекте представлена на сайте www.zhivoeozero.ru или «Живое озеро. Главная. Проекты. «Живое озеро» и «Уроки Светописи» (обзор по экологии подготовил С.Осипов)

«Уроки Светописи»*** – издательский проект. Выпуски альманаха «Уроки Светописи» объединяют совсем крошечные, маленькие и большие родники текстов – стихи и эссе, рассказы и сказки, описание мастер-классов и программ. В них – Любовь к природе, педагогам, родителям, к самим себе, друг к другу, слову, творчеству, Родине и миру, его истории.

Каждый выпуск подобен притоку к главному руслу реки Светописи по имени Любовь-и-Надежда. Вот эти книги-притоки: «Диалог и доверие», «Золотое слово», «Благодать сотворчества», «Дом Бытия». Набрав силу истоков-родников, река слов-смыслов стала ясной, прозрачной, расчищающей путь ищущим, обтекающей препятствия, очищающей горестные события, проясняющей цель нашей жизни. Каждому из нас есть о чем поведать друг другу. Слово, обращенное к душе: о гармонии с собой и миром; о людях и творчестве; о семье, отцовстве и материнстве; об озерах и реках; о планете и космосе; о наших младших братьях; о городе, в котором мы живем; о «главной реке нашей жизни» – Неве и о том, что нужно сделать, чтобы реки реальные и метафорические события – стали «дорогой жизни» – водой чистой, родниковой и родной, исцеляющей, живой, утоляющей жажду и объединяющей нас всех. 

Девиз проекта – «Тьма исчезает, когда появляется свет».

  • Информация о проекте представлена на сайте www.zhivoeozero.ru или  «Живое озеро. Главная. Проекты. «Уроки Светописи». (Обзор по четырём выпускам альманах «Уроки Светописи» подготовил С.Осипов).

 

Органично складываются традиции-принципы создания выпусков альманаха. Остановимся на некоторых из них.

1) Опыт издания творческих работ детей и взрослых (проект «Уроки Светописи») показал, что «есть место для всего живого и на планете». В частности, нам удалось включить в книги все тексты, созданные авторами с любовью и искренностью.

2) Полифония. «Технология» работы с текстами альманахов «Уроки Светописи» такова. Мы принимаем все творческие работы детей и взрослых, готовых сотрудничать и совершенствовать тексты. Задача руководителя – найти каждому произведению (и автору) место в общем пространстве смыслов в книге. Полифония не исключает соло тем,           авторов, интонаций. Предлагаемые авторами тексты, написанные от души, не переделываются, не переписываются, а дополняются или пересоздаются так, чтобы «уравновесился», соприкоснулся с другими каждый, в том числе и необычный текст того или иного автора.

3) Единство и содружество. На первом месте в создании проекта – настрой участников, их готовность сотрудничать, преодолевать сложности, какое-то время пройти путь вместе со всеми участниками, принимая и изменяя, если нужно, общие правила создания проекта.

4) Самоопределение. Подводя итоги проекту «Уроки Светописи» (2006–2012 гг.), мы видим, что проект выполняет и задачу школы современных лидеров для некоторых участников. Здесь индивидуальная работа сочетается с групповой, цели и задачи (как по содержанию, так и по объему) каждый участник может выбрать самостоятельно, планировать и корректировать темп работы, соотнося его с общим направлением. В процессе совместной деятельности приходится расширять свой кругозор, искать и осваивать новые технологии и методики работы, почти всегда оказывается необходимым увидеть «застарелые» проблемы и найти достойный выход из сложных ситуаций.

Продолжая отвечать на главный вопрос современных молодых людей: «Как жить?», мы решили обобщить наш опыт и представить его в простой и ясной форме. Здесь уместно говорить об утонченности отношений к другим людям, себе и окружающему миру; о высших чувствах, о законе резонанса («как мы относимся к другим людям, так и они отвечают нам», «часто мы сами создаем те ситуации, в которых оказываемся – как позитивные, так и неприятные для нас»); о том, что не осознается (чему не дано названия, не определено место в жизни), исчезает, и потому необходимо осознание места природы и семьи – первичных и фундаментальных основ жизни человека; о том, что мы можем изменить свою жизнь и быть счастливыми, изменившись сами, создавая счастливую и любящую семью, помогая окружающей природе. Отсекая корни, оказываясь вне природы, так же как вне культуры своего рода и страны, семья не может развиться и достичь своего «человеческого цветения». Даже кристаллы, цветковые в природе – образец для нас, семейства людей, творящих в радости на данном этапе эволюции. Не достижение внешних целей, не карьерный рост – главное в жизни, а создание Семьи, в которой комфортно душе. Только тогда возможно спокойствие, безмятежное счастье, сотворчество; ситуации находят разрешение из состояния высшей гармонии – любви. Они – источник неожиданных и прекрасных перемен, квантового скачка сознания и успешной деятельности, не истощающей ресурсов природы, приумножающей этот капитал за счет дарованного человеку творческого потенциала, который пока не используется в должной мере. 

Так появилась идея создания данного выпуска альманаха «Уроки Светописи» под названием: «Ясная Книга. Время Семьи в пространстве Природы». «Ясный огонь», как благодатный огонь, очищает и дает надежду, пробуждает любовь к людям, природе, Родине, Творцу. Огни-маяки – это сочувствие, доверие и ответственность; забота, красота и мечта; обращение к своей душе, совести и следование своему призванию; сотворчество с другими людьми, скромность и умение быть в состоянии «не ниже радости»; узкая специализация профессионала и широта мышления универсала, стойкость души.

Фото первого варианта проекта «Институт Семьи».

Нам помогла методика «Ментальные карты»

Название книги определяет главное направление наших поисков в этом году. Человечество открыло новый путь совершенствования всего живого на планете, в том числе Природы, – через Семью. Её потенциал для развития каждого из нас и эволюции человечества ещё предстоит понять. Семья же (в широком смысле слова – семья) начинается с каждого из нас. Станем ли мы её творцами, друзьями семьи дорогих нам людей, а Семья главным источником позитивных перемен на планете – решает каждый из нас.

Стиль изложения материала навеян этим позитивным опытом. Обсуждая различные вопросы, мы то как бы идем вдоль Невы, возвращаясь к важным встречам и беседам, определившим наш взгляд на ситуацию, проблему, самого себя, природу, семью, возможности человека и социума, то прогуливаемся по городу или парку, беседуем с друзьями, родными. Повествование идет то медленно и неторопливо, словно мы проходим широкую и спокойную часть реки, то бегло и кратко: речь становится разговорной, метафорической, так же как и при сужении русла реки скорость ее течения становится более быстрой.

Пятая книга представляет позитивный опыт сотворчества людей разного возраста и опыта по нескольким важным темам: «Братья и сестры», «Время Семьи», «Все во мне и я во всем», «Сотворчество семей – будущему планеты».

В книге также ставится вопрос о необходимости создания «Института Семьи».

  • Информация о проекте Институт Семьи представлена на сайте www.zhivoeozero.ru «Живое озеро. Главная. Проекты. «Уроки Светописи. Обзор по теме Семья» (обзор подготовил С.Осипов).

Первый курс этого Института – экологическое просвещение в семье и помощь самой семье). Здоровые и счастливые семьи справятся с проблемами сами. Большинство же современных семей «больны» и нуждаются в помощи: во-первых, им нужна поддержка образовательная (знания о создании и сохранении крепкой, счастливой семьи); во-вторых, своеобразное «лечение» семьи: социальная, психологическая, материальная помощь «болеющим» семьям.

Один из важных шагов в решении проблем семьи – повышение статуса семьи, родителей. Этого можно достичь через социально значимые формы образования и средства массовых коммуникаций. Однако изучение общественного мнения, проводимое нами в течение многих лет, показало, что наибольшие надежды возлагаются людьми на создание Института Семьи. После обучения в таком Институте родители смогут получить самый важный из всех дипломов об образовании – ЗОЛОТОЙ ДИПЛОМ. Содержание и формы обучения в таком Институте должны быть особыми. Участвовать в создании Института Семьи смогут все желающие (бабушки и дедушки, друзья семьи, родители и даже дети): опыт и знания любого человека, который бережет семью, будут бесценным сокровищем. В нашем проекте приняли участие все те, кто захотел взглянуть на путь своей семьи сердечно и целостно, рассказать о нем другим – устно или письменно, в книгах, стихах или просто в личной беседе.   В 2011 году при поддержке моих друзей и коллег я участвовала в Конкурсе Историй (сайт ЭКОДЕЛО, Конкурс Историй). Представленная мною статья называлась «Красота в изгнании?!»

  • 6 марта 2012 года мы получили грант на развитие проекта нашей общественной организации «Живое Озеро» от Фонда Глобал Грингрантс (США).

Эта финансовая поддержка дала нам возможность:

– расширить сайт «Живое Озеро» www.zhivoeozero.ru.  Теперь на сайте представлены темы, актуальные для «Института Семьи»;

– подготовить к изданию книгу (альманах «Уроки Светописи», выпуск пятый «Ясная Книга. Время Семьи в пространстве Природы», ее выход в свет планируется в январе 2013 года. Электронный вариант книги публикуется на сайте по главам);

­– подготовить и провести цикл занятий с детьми и взрослыми по данной тематике;

– снять научно-популярный фильм о Лемболовском озере (надеемся, что фильм будет готов в ноябре 2012 года).

ВЗГЛЯД С ВЫСОТЫ*

            Книга была уже подготовлена к печати. Наш рецензент, Тамара Николаевна, культуролог, искусствовед, ученый и педагог, очень обрадовала меня, ибо увидела суть проекта и достойно представила его читателям. Именно такой мелодии не хватало книге – межкультурных ассоциаций. Возникла необходимость «вписать» проект в общекультурный контекст, и мне представилась такая возможность: путешествие по Европе летом этого года, знакомство с традициями семьи и с решением экологических проблем в разных странах помогли завершить книгу.

Оказалось, что взгляд с высоты 10 000 метров во время полета в самолете может настроить на целостное видение ситуации, помочь оценить, а точнее, почувствовать плюсы и минусы найденного решения проблем в той или иной стране и определить их наиболее успешные и нетрудоемкие решения в Санкт-Петербурге, а может быть, и в России.




* Самым высоким местом являются Дудергофские высоты. Это группа холмов ледникового происхождения на юго-западе Санкт-Петербурга. Две самые высокие точки — Ореховая гора (176 м над уровнем моря) — самая высокая точка Санкт-Петербурга и примыкающая к ней с севера г. Воронья (147 м), восточнее Ореховой горы располагается гора Кирхгоф (170 м)[3].

** Я не эколог, я – психолог и арт-терапевт, но у меня нет оснований не доверять специалистам.

 

*** Обзор по предыдущим альманаха представлен на сайте «Живое озеро» (www.zhivoeozero.ru).

 

* Далее символ взлетающего самолета  указывает на то, что текст был написан в самолете.