САЛЬНИКОВА НИНА ЕВГЕНЬЕВНА

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Город: Санкт-Петербург
Образование: высшее, Ленинградский Государственный Университет, факультет психологии в 1975 году, вечернее отделение. Специализация: детская, возрастная и педагогическая психология, дифференциальная психология.
Работала в лаборатории психологии НИИ вечерних (сменных школ) АПН РСФСР с 1968 (позднее НИИ переименовали в Институт непрерывного образования взрослых АПН РСФСР) сначала в должности лаборанта, затем младшего научного сотрудника (1975-1985; 1993-1998 гг.).
Закончила аспирантуру по теме «Формирование профессионального качества учителя понимать ученика» в 1984 году, но защитить диссертацию не успела (родилась дочь, началась перестройка, экзамены нужно было сдавать заново).

Дополнительное образованиеАрт-терапия, 2010, сертификат, арт-педагогика, 2016

1)Основы арт-терапии, АППО, канд.мед..н.А.И.Копытин (72 часа, 2010).
2)Супервизия арттерапевтической деятельности, АППО, д-р мед.наук А.И.Копытин (176 часов, свидетельство, 2010).
3)Проективно-ресурсная арт-педагогика (72 часа, АППО, 5.06.2015). СЕРТИФИКАТ «Проективно-ресурсная арт-педагогика» Автор: Хащанская Мария Карловна 03.05.2015.
 
Подтверждение профессионализма в сфере нарративной арт-педагогики и психологии (составление исцеляющих текстов).
– Номинант конкурса «Писатель года 2020» (год Бунина), приглашение участвовать в конкурсе «Писатель года 2021» (год Достоевского).

Повышение квалификации по следующим направлениям (с 1996 по 2021 гг.):

1) Реверсивный психологический анализ. Методика С.А.Бахтияровой (Киев). (60 часов, 1996г., диплом Российской Академии информатизации, Москва).
2) Обучение в Швеции (Стокгольм): знакомство с опытом создания молодежной консультации. Участие в создании и эффективная работа в Молодежной Консультации СПб. 1999-2000 гг.
3) Перинатальная психология и психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми раннего возраста, ведущие специалисты СПб. (78 часов, 2000, УПМ).
4) Проект «Барьер», к.пед.н.Н.Е.Маркова: Нейтрализация негативных влияний (СМИ). (36 часов, 2003, ИСЭП РАН).
5) Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии, д.психол.н.Л.Ф.Шеховцова (20 часов, 2005, АППО).
6) Реализация метода проектов в процессе обучения (24 часа, 2006, АППО).
7) Исследовательская деятельность, док.пед.н. С.Г.Вершловский (24 часа, 2007, АППО).
8) Радостный мир семьи, к.пед.н.Т.А.Берсеньева (24 часа, 2007, АППО).
9) Реализация дистанционных образовательных технологий в условиях ФГОС ООО, ЛОИРО, рук. М.Б.Лебедева (72 часа, 2014).

10) Методы психологической помощи в работе педагога-психолога ОУ, ЛОИРО, рук. Л.А.Волга (72 часа, 2014).

11) Метод проектов с использованием ИКТ в начальной школе 48 часов, (ЛОИРО, 29.04.2015).
12) «Служба медиации в современной образовательной среде», 36 часов, ЛОИРО, 2015
13) «Методы и технология арт-педагогики в освоении языка изобразительного искусства: реализация ФГОС», 72 часа, АППО, 2015
14) «Условия эффективной организации проектной деятельности школьников в контексте современных ФГОС», 15 часов, ЛОИРО, 2015
15) Голзницкая А. Библиотерапия, 2017 Вебинары. 16 часов. Институт психологии, Москва
16) Академия Ленхардт. Сертификат. Выдан участнику вебинаров «ПОРА!», посвященных проблемам абилитации детей с нарушением слуха. – 13,5 часов., 2017
17) Академия Ленхардт.— Сертификат. Выдан участнику вебинаров «ПОРА!», посвященных проблемам абилитации детей с нарушением слуха. – 16 часов, 2018
18) Академия Ленхардт.— Сертификат. Выдан участнику вебинаров «ПОРА!», посвященных проблемам абилитации детей с нарушением слуха. 2019 25,5 часов.
19) XIV Санкт-Петербургский Саммит психологов. «Страхи и надежды человечества. Психология спасет мир?!» - 20 часов. 31.05.2020.
20) XIII Санкт-Петербургский Саммит психологов» с 2 по 4 июня 2019 года. 30 часов. «ИМАТОН». Сертификат.
21) XII Санкт-Петербургский Саммит психологов» с 3 по 5 июня 2018 года.- 30 часов «ИМАТОН».
22) «Особенности воспитания в России и Германии: дети и гаджеты». – Лекция 2 часа. Диплом Time Pad. – Лекторий КУЛЬТУРА. 13.10.2018.
23) VIII районная конференция «Духовно-нравственное просвещение и по теме «Возрождение культурно-исторических и педагогических традиций в системе образования Всеволожского района» по теме: «Духовно-нравственное воспитание как основа позитивного мировоззрения обучающихся». 11.12.2018. г. Всеволожск. - Выступление на секции: «Психолого- педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания школьников». Тема выступления: «Программа «Дар: выбор жизненного пути как самоосуществление».
24) Профилактика синдрома эмоционального «профессионального» выгорания», ЛОИРО, 36 часов, 2019
25) ХII Всероссийская конференция «Искусство – среда становления творческой личности», 17-18 мая, 2019 Санкт-Петербург, АППО.
26) Арт-терапия что происходит мире. Международные вебинары – 8 часов в апреле-июне 2020
27) Арт-терапия сегодня. Международная конференция 2-3 мая. 20 часов.
28) Всероссиийский вебинар "Учеба дома: как оказывать ребенку помощь, способствующую развитию", апрель-июнь 2020, 3 вебинара. - «Московский государственный психолого- педагогический университет»
29) Всероссийский вебинар "Проведение онлайн-мероприятий для выпускников: методы и технологии", который состоялся 26 мая 2020 года в рамках цикла вебинаров "Психолого- педагогическое сопровождение подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного режима обучения". Федерации психологов образования России. - 10 часов, сертификаты.
30) Всероссийский вебинар «Психологическая помощь населению во время пандемии». Федерации психологов образования России. 8 часов, 2020, сертификаты.
 
ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ
Главным проектом за 30 лет практической работы считаю проект «Экология человека», который на данный момент является наиболее актуальным. Проект мог бы быть доработан – дополнен новыми программами и темами
 
Проект «Экология человека» (1989-2008)
– победитель конкурса «Инновации Петербургской школы» в 2009 г.: «Модель психологической службы в современных образовательных учреждениях: создание экспериментального творческого центра – системообразующей развивающей среды». – Рекомендован к внедрению в школах Санкт-Петербурга. Публикация в Материалах конференции «Инновации петербургской школы» в 2009 г. (Комитет по образованию Санкт-Петербурга); а также статья в ж. «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. № 3, 2010 (effektiko.ru)
«Модель психологической службы «Экология человека» в современном образовательном учреждении».
Издательский проект «Уроки Светописи» (в течение 2006-2021 гг.)
Изданы 5 альманахов (2006, 2007, 2008, 2010, 2013 гг., 6-й альманах в процессе подготовки). Получены рецензии на все выпуски книги уважаемых психологов, педагогов, духовных лиц. Проект «Уроки Светописи»: Диплом лауреата за победу во II Всероссийском конкурсе в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в Северо-Западном Федеральном округе в 2008 году.
Проект «Живое озеро» (2004-2021 гг.)
В 2009-2010 гг. проект «Живое Озеро. Скорая помощь озеру» получил «3-ю Национальную премию» «Terre des Femmes – Земля Женщин – 2010». Грант дал возможность создать сайт www.zhivoeozero.ru («Живое озеро»); издать альманах «Уроки Светописи. Дом Бытия». Книга 4 ИД «Петрополис», 2010 (с цветными фотографиями, диском). Главы из книги опубликованы на сайте «Живое озеро» www.zhivoeozero.ru, а также на Экопортале Санкт-Петербурга - http://www.infoeco.ru.
2012 – 2013 гг. ПРОЕКТ «Институт Семьи». Креативный директора Института Семьи. Природа: Дети: Культура. - Расширен сайт www.zhivoeozero.ru («Живое озеро. Главная»),
природы», снят фильм «Лемболовское озеро. Красота, проблемы, надежды» (реж. и оператор А.С.Никаноров, продюсер Н.Е.Сальникова).
Программа «Камертон»
(социально-психологическое здоровье детей, подростков и молодежи). – Рук.Куртышева М.А. Программа осуществлялась в детских садах, школах (диагностика, консультации, просвещение). 2002.2004 (частично до 2021 г.).
Председатель клуба «Формирующие игры» - «…ВГДЕ…»
(«веди… глаголь…добро… есть…») - во Дворце молодежи (рук. канд.психол.наук А.П.Сопиков), 1981 год.
Программа «Дар: выбор жизненного пути как самоосуществление»,
коллективная программа
Программа «Дар: выбор жизненного пути (как самоосуществление)» для педагогов, учащихся, родителей (1-11 классов). - МОУ «Всеволожский ЦО». - Коллективная программа - участник конкурс «Золотая Психея-2019». Диплом, звание номинанта ХХ Национального конкурса «Золотая Психея» в 2019 году в номинации «"Психология – людям!", или Просветительский психологический проект года».
http://psy.su/psyche/projects/2236/
Институт Семьи
Всерос. науч.-практ.конф. с междунар.участ. (Чебоксары, 1 дек.2020 г. Заочная конференция.
Сальникова Н.Е. "Методика «Сокровище». Создание единого смыслового пространства в школе для родителей и педагогов" // Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы: материалы Всерос. науч.-практ.конф. с междунар.участ. (Чебоксары, 1 дек.2020 г./редкол.: Ж.В.Мурзина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2020 С.328-330. – ISBN 978- 5-907313-87-3. https://phsreda.com/article/97135/discussion_platform

Участие в XXII Национальном конкурсе "Золотая Психея" по итогам 2020 года.
Статья "Методика «Сокровище». Создание единого смыслового пространства в школе для родителей и педагогов" размещена на сайте и доступна для обсуждения на дискуссионной площадке: https://phsreda.com/article/97135/discussion_platform
Материалы приняты на конкурс «Золотая Психея» в 2020 г.
Комплексный психолого-педагогический инструментарий "Авторская методика "Сокровище" по созданию единого смыслового пространства в школе для родителей и педагогов" принят к участию в Конкурсе в номинации "Психологический инструмент года" Постоянная ссылка на проект: http://psy.su/psyche/projects/2520/

Авторская программа «Клуб «8 октав» для родителей и педагогов» подготовлена в сентябре ноябре 2020 года. - 6 мероприятий для родителей в электронном журнале с фотографиями. - Материалы по шести темам опубликованы на сайте «Проза.ру. Нина Сальникова». https://proza.ru/2020/11/08/2041. (Без фотографий).
 

РЕЗУЛЬТАТЫ научно-практической деятельности (1978-2021 гг.).

КНИГИ
1 Формирование ценностных ориентаций школьников, УПМ, 1998 (сборник, ред.канд.психол.наук А.К.Колеченко). Программа Н.Е. Сальниковой «Дружба» (координатор творческой группы, редактор).
2 Сальникова Н.Е. От сотрудничества к сотворчеству. УПМ, 1999 (ред.канд. психол.наук.А.К.Колеченко).
3 Сальникова Н.Е. «Работа с детьми. Школа доверия», «Питер», 2003 (7 программ соответственно 7 основным проблемам современных детей, подростков и молодежи). Рец.: канд.пед.наук Т.С.Позднякова.
4 Альманах «Уроки Светописи. Диалог. Психологическая зрелость». Вып..1. ИД «Петрополис», 2006 Автор и рук. проекта Н.Е.Сальникова.
5 Альманах «Уроки Светописи. Золотое слово», ИД «Петрополис». Вып.2, 2007 Автор и рук. проекта Н.Е.Сальникова.
6 Альманах «Уроки Светописи. Благодать сотворчества». Вып.3. ИД «Петрополис», 2008 Автор проекта Н.Е.Сальникова. Сорук.Н.Е.Сальникова и др. Рец.: канд.психол.наук М.В.Осорина.
Издательский проект «Уроки Светописи»: Диплом лауреата за победу во II Всероссийском конкурсе в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в Северо-Западном Федеральном округе в 2008 году.
7 Альманах «Уроки Светописи. Дом Бытия». Вып.4. ИД «Петрополис», 2010 Автор и руководитель проекта Н.Е.Сальникова. Рец.: д-р биол.наук И.Б.Сандина.
8 Альманах «Уроки Светописи». Вып.5. «Ясная Книга. Время Семьи в пространстве Природы», «Тускарора», 2013 Автор и руководитель Н.Е.Сальникова. Рец.: канд.пед.наук Т.Н.Левашова.- Сайт www.zhivoeozero.ru. - http://zhivoeozero.ru/pdf/yk.pdf
9 Сальникова Н.Е. Счастливый случай или психология для жизни, Саарбрюкен (Германия): Другое решение, 2014, (на рус.яз.), 141 с. Сайт www.zhivoeozero.ru. -http://zhivoeozero.ru/publikacii-
institut-semyi
10 Сальникова Н.Е. Уроки Светописи. Альманах «Звездный час». Выпуск 6 https://www.proza.ru/2019/07/26/511 Книга в процессе работы.
 
СТАТЬИ, ВЫСТУПЛЕНИЯ, КОНКУРСЫ, ГРАНТЫ
1 Выступление на совещании по вопросу влияния СМИ, компьютеров на современных детей в общественной приемной Президента Красногвардейского р-на. Предложено создать просветительский проект. - Создан проект «Камертон» (Куртышева М.А., Сальникова Н.Е.). Материалы опубликованы в книге Куртышева М.А. Как сохранить здоровье детей. «Питер», 2004
2 Весна 2004 - выступление в Совете Федерации от общественной организации по вопросу изменения законодательства о семье.
3 Осень 2004 – участие в Общественно-Церковном Форуме в Храме Христа Спасителя по вопросу: «Духовно-нравственное воспитание молодежи».
4 Победа в Конкурсе «Инновации в СПб. Модель психологической службы «10 шагов».- Публикация в Материалах конференции «Инновации петербургской школы» в 2009 г. (Комитет по
образованию Санкт-Петербурга). – Рекомендовано внедрять в школы.
 Сальникова Н.Е. Модель психологической службы «Экология человека» в современном образовательном учреждении. - Ж. «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. № 3, 2010 (effektiko.ru).
5 2009 г. – Победа в конкурсе «Земля Женщин» (Фонд Ив Роше под Эгидой Института Франции). Грант на развитие проекта «Живое озеро» (Н.Е.Сальникова – руководитель общественной организации «Живое озеро» с 2004 по 2014 гг.). ГРАНТ дал возможность:
6 - Создать сайт www.zhivoeozero.ru. – За 2016 год кол-во новых посетителей более 1000 ежемесячно. Посещение сайта – более 5000 ежемесячно.
   - Подготовить и опубликовать книгу «Уроки Светописи», вып.4. «Дом Бытия». ИД «Петрополис», 2010 Автор и руководитель проекта Н.Е.Сальникова. Рец.: д-р биол.наук И.Б.Сандина.
7 В декабре 2011 г. наша история «Красота в изгнании?!» стала победителем Всесоюзного Конкурса Историй (сайт ЭКОДЕЛО).
ГРАНТ дал возможность:
- Расширить сайт www.zhivoeozero.ru («Живое озеро (души). Институт Семьи»).
   - Создать проект «Институт Семьи». Креативный директор проекта Н.Е.Сальникова. - Сайт www.zhivoeozero.ru («Живое озеро (души). Институт Семьи»).
8 Сальникова Н.Е. Экологическое просвещение через семью («Петербургский проект «Институт Семьи»). – в сб. «Формирование экологической культуры в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения». – Материалы YIII Всероссийского научно-практического семинара 6-10 ноября 2012 г. в Санкт-Петербурге. Санкт- Петербург, 2012
9 Сальникова Н.Е. Мастерская «На Золотом Крыльце сидели или Как заработать деньги благодаря своему призванию» (на конференции по арт-терапии, 2012). – Сальникова Н.Е. Счастливый случай или психология для жизни, Саарбрюкен (Германия): Другое решение, 2014,(на рус.яз.), 141 с. Сайт www.zhivoeozero.ru. -http://zhivoeozero.ru/publikacii-institut-semyi
10 Н.Е.Сальникова. Экологическое просвещение через семью («Петербургский проект «Институт Семьи»)». – Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Экологическое образование на современном этапе для устойчивого развития». Т.1, Благовещенск, изд-во БГПУ, 2013
11 Сальникова Н.Е. Приглашение жить. - Рецензия на сборник стихов Юлии Чуковой «Поэзия Серебряного бора». «Мегаполис», 2013 – Сальникова Н.Е. Счастливый случай или
психология для жизни, Саарбрюкен (Германия): Другое решение, 2014, (на рус.яз.), 141 с., Сайт www.zhivoeozero.ru.
-http://zhivoeozero.ru/publikacii-institut-semyi; сайт «Проза.ру» https://www.proza.ru/2018/07/24/1369
12 Сальникова Н.Е. Мульти-проект «Институт Семьи»» (1988-2013 гг.). Диалог, сотрудничество, сотворчество с семьей в ОУ. – В сб. «Служба практической психологии в системе
образования: формирование психологической культуры личности, семьи, общества». - XYIII международная научно-практическая конференция, Россия, Санкт-Петербург, АППО, 2014 (Диск).
13 Сальникова Н.Е., Е.В.Золотова. Опыт создания пространства творчества в новой школе. – В сб. «Служба практической психологии в системе образования: формирование психологической
культуры личности, семьи, общества». - XYIII международная научно-практическая конференция, Россия, Санкт-Петербург, АППО, 2014 (Диск).
14 Сальникова Н.Е. Программа занятий «Загадочные сказки». – Ж. «Арт-терапия», № 2, ноябрь 2013
15 Сальникова Н.Е. Живая вода для души. – Рецензия на сборник стихов Татьяны Богдановой «Возвращение к истокам». СПб.: «Алтейя», 2014; сайт https://www.proza.ru/2018/07/24/1314
16 Сальникова Н.Е., Матвеева И.Н. Дистанционный курс для родителей «Напутствие на лето». Интернет, сайт ЛОИРО, 2014
17 Сальникова Н. Е. Понятия «психология» и «душа» в жизнетворчестве психолога на основе анализа книги Евгении Елизаветиной «Золотой ребенок. Исповедь психолога» // PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2014 – № 2.sr.; URL: pem.esrae.ru/3-27.
18 Сальникова Н. Е. Психология будущего сегодня. Психологическая служба в образовательном учреждении (1988-2014 гг.). // PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2014 – №
19 Сальникова Н.Е. «Профилактика суицидов. 12 советов молодому психологу». - Интернет, октябрь, 2014 http://www.psy.su/feed/4188/
20 Сальникова Н.Е. Вектор развития практической психологии: проект «Мирная школа». - Х1Х. Служба практической психологии в системе образования: психологическая компетентность
специалистов. АППО, 2015
21 Сальникова Н.Е. Диалоги о Любви. – «Психологическая газета». - Интернет-издание, https://psy.su/feed/4746/, май, 2015
22 Сальникова Н.Е., Золотова Е.В. Двери открыты: МИНИСТЕРСТВО БАБУШЕК В МОУ «ВСЕВОЛОЖСКИЙ ЦО». - Сайт школы. http://vsev7.vsv.lokos.net/. – 26.05.2015.
23 Сальникова Н.Е. Комплекс исцеляющих образовательных программ для детей и взрослых в XXI веке. - X1V международная научно-практическая конференция «Научные перспективы XXI
века. Достижения и перспективы нового столетия». Новосибирск. Август, 2015, публикация 8.09.2015.
24 Сальникова Н. Е., Золотова Е. В. Выбор жизненного пути: «Проект Твоей Жизни». – Материалы V Всероссийской н.-практической (заочной) конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей», 2016г., СПб.
25 Н.Е.Сальникова. Условия для успешной деятельности психолога в школе. 25.05.2017. http://psy.su/feed/6131/
26 Н.Е.Сальникова. Проект «Человек завершенный». Направления совершенствования системы образования. – В сб. "Современный взгляд на будущее науки", часть 3 НИЦ АЭТЕРНА, 2017
27 Н.Е.Сальникова. Справедливая оценка в начальной школе, 2018 – «Психологическая газета».- Интернет: https://psy.su/feed/7046/
28 Н.Е.Сальникова. Проект Мирная школа. ШСМ. - Выступление на ХХII Международной научно-практической конференции в АППО. Санкт-Петербург, февраль, 2018 – Сертификат.
29 Н.Е.Сальникова. Школа как фокус позитивных перемен в обществе. Проект «Дар: выбор жизненного пути». – В сб.: «Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества», БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии, 2017 - https://phsreda.com/article/437/discussion_platform. – (более 85 000 просмотров статьи на 31.07.2019), а также в «Интернет-издании «Психологическая газета» https://psy.su/feed/6566/
30 Сальникова Н.Е. Самые трудные ситуации в практике школьного психолога. 2018 «Интернет-издании «Психологическая газета» https://psy.su/feed/6604/.
31 Сальникова Н.Е. Ключевые творческие задания для просветительской программы «Дар: выбор жизненного пути как самоосуществление». – В сборнике XХIII международной научно- практической конференции «Служба практической психологии в системе образования Санкт- Петербурга». АППО, 2019
32 Сальникова Н.Е., Петров О.А., Чащина Н.А., Шабанова Н.А., Сергиенко Н.А., Плюснина Е.Н., Цветков А.Г., Мясникова Л.А. Участие в Национальном Конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2018 года. Коллективная программа «Дар: выбор жизненного пути как самоосуществление» (просветительская программа духовно-нравственного воспитания в поликонфессиональной
школе). - Номинация «"Психология – людям!", или Просветительский психологический проект года». http://psy.su/psyche/projects/2236/
33 Сальникова Н.Е. Гамбургский счет. https://www.proza.ru/2018/08/24/1423
34 Сальникова Н.Е. Солнечный взгляд с высоты 11 https://www.proza.ru/2018/07/18/206
35 Сальникова Н.Е. Достоинство. https://www.proza.ru/2019/07/05/999
36 Сальникова Н.Е. Для тех, кто любит и любим. https://www.proza.ru/2019/07/20/1626
37 Все возможно. Нина Сальникова. Стихи.ру. https://www.stihi.ru/2020/03/15/8812 Нина Сальникова. Проза.ру. https://www.proza.ru/2020/03/15/1725 https://psy.su/psyche/projects/2520/
38 Выступление на конференции ЛОИРО "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением в системе профилактической работы" по теме «Корректировка плана профилактической работы в МОУ «Всеволожский ЦО» в период дистресса на основании результатов СПТ. – В печати.
 
МЕСТО РАБОТЫ, ЗАНИМАЕМАЯ ДОЛЖНОСТЬ
1978-1985 гг. – научный сотрудник Института образования взрослых РАО, закончила дневную аспирантуру.
1982 год. Преподавание психологии в ЛГПИ им.А.И.Герцена (худграф, филологическое отделение).
1988-1991 – детский дом № 9 Начало работы в должности практическим психологом. Опыт работы в творческом коллективе. Создана программа для работы в детском доме «Школа доверия».
1988-1992 Создан проект (с участием части коллектива детского дома) «Преобразование ОУ в творческий центр». Проект защищен, реализован администратором одного из районов, апробирован в классах, ОУ, получил развитие в последующей практической деятельности, представлен на конкурс и стал победителем в 2009 гг. Разработана программа «Времена года» (или «Сказки Серебряного Зайца»).
1991-1993 гг. Гимназия № 92 Психолого-педагогическое сопровождение классов с максимальной поддержкой педагогов, родителей, администрации (1-6 классы). Опыт сотрудничества с несколькими психологами. Обучение проведению тренингов и проведение их в 1-5-х классах (творческих, коррекционных). Обобщение научно-практической работы 1988-1995 гг. в кн.: «Формирование ценностных ориентаций школьников», УПМ, 1998 (сборник, ред. канд.психол.наук А.К.Колеченко). Руководство творческой группой по формированию ОЦ.
1993-1998 г. Институт образования взрослых РАО, научная работа, мл.научный сотрудник.
1996-1998 гг. 103 школа. Очень дружный коллектив (школе более 60 лет). Исключительно позитивный опыт работы с родителями, учащимися 1-10 классов и педагогами. Преподавание психологии в 10—11-м классах (2 года). Подготовка к изданию книги: Н.Е.Сальникова. От сотрудничества к сотворчеству. УПМ,
1999 (ред.канд..психол.наук.А.К.Колеченко).
1998-2001 г. – ППМС центр Красногвардейского р-на. Очень важен опыт работы с разными специалистами, в том числе с арт-терапевтом (Элькин В.М.).
2000 год. Обучение в Швеции: знакомство с опытом создания молодежной консультации. Участие в создании и эффективная работа в Молодежной Консультации Красногвардейского района Санкт-Петербурга в течение года. Очень высокий уровень профессионализма коллектива. Опыт кураторской работы по округу (10 школ, 20 садов). Участие в работе экспертной группы «Безопасная школа» (два района, два года).
2001-2002 гг. ЦР, детский сад № 8 Работа с родителями. Позитивный опыт работы в разновозрастной группе детсада. Участие в программе «Маленький горожанин» (психологические аспекты).
2002-2004 г. ППМС центр Петродворцового р-на. Опыт участия в создании нового центра, участие в создании проектов. – Созданы просветительские программы для старшеклассников. – Опыт кураторской работы ДОУ и ОУ района.
2005-2011 гг. – педколледж № 2 Я работала в нем до ухода директора на пенсию в должности педагога-психолога до 2010 года.
С 2013 по 2021 гг. я работала в МОУ «Всеволожский ЦО» в должности педагога- психолога.