автор: Н.Е.Сальникова
Идея Института Семьи впервые была представлена на Церковно-общественном форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития России» 18–19 октября 2004 года.
С материалами можно ознакомиться на сайте «Седмица.ру» (2004).
-
В 2012 году мы получили грант от Фонда Глобал Грингрантс (США).
-
Основное направление сайта в ближайшие год-два – «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В СЕМЬЕ».
Уместен вопрос: а может ли семья решить экологические проблемы, если она сама находится в глубоком кризисе? Конечно, да: семье необходимо стать открытой миру, отзываться на веления времени. Бескорыстие и самоотверженность многих людей в деле защиты и помощи природе вдохновляют. Одна из проблем в том, что разрушительные тенденции в окружающем мире часто преобладают над созидательными и гармонизирующими. Важно осознать, что на помощь ученым и учителям может и должна прийти семья. Наступило Время семьи в решении экологических проблем.
ВРЕМЯ СЕМЬИ
Современная наука о семье. Семья как социальный институт прошла множество трансформаций, поисков своего «призвания». Исследователи, опираясь на опросы общественного мнения, сходятся в том, что семья – это единственная бесспорная ценность для большинства современников. (1) В последнее десятилетие семья вновь оказалась в центре исследований: социологических, психологических, культурологических. Появился новый предмет «Семьеведение». Исследования, практическая помощь семьям дает основание констатировать: многие семьи распадаются, а «супружеский венец приравнивается подчас к венцам святых мучеников». И далеко не все выдерживают напряжения совместной жизни, и, кажется, само существование семьи уже под вопросом.
Но, возможно, эти тенденции отражают всего лишь поиск идеальной семьи? Высшее творчество доступно всем членам семьи, поэтому она может стать фокусом перемен как для конкретного человека, так и для общества в целом. Наука может помочь определить русло – направление поисков преображения семьи, указать основные противоречия, проблемы и варианты решений.
Первый и главный шаг в постановке проблемы: понимание масштаба личности человека и семьи: человек – «микрокосмос», «человек играющий», «человек творящий» или «функция-винтик»?
До сих пор не получили должную оценку экспериментальные данные о существовании у преобладающего большинства современников внутренней иерархии ценностей, созвучной «возрастанию в любви», (методика М.Аткинсон «Я хочу быть светом»). Методика описана в книге Н.Е.Сальниковой) (2). Как показали исследования в Санкт-Петербурге, у
80 % людей эта иерархия ценностей представляет лестницу из 20 ступеней. Последняя ступенька-цель: «Я хочу, чтобы на планете был мир», «Я хочу быть светом» (2, 3). Эта иерархия ценностей, внутренне присущая каждому, не противоречит большинству философских представлений о человеке. Таким образом, можно предположить, что сознание современного психологически взрослого человека планетарное. Естественно, человек будет ощущать себя гармонично только в такой семье, где возможно расширение сознания, осознание своего пути и соотнесение его с призванием других людей.
Пока ни в большинстве семей, ни в системе образования не ставился вопрос о раскрытии потенциала человека в таком направлении. Исключение представляют концепции и исследования некоторых Ученых: академика Б.Г.Ананьева, М.П.Щетинина, В.А.Куринского. Культура же ориентирует и помогает человеку стать целостным, любящим, творящим.
«То, что взрослые думают, дети делают», – гласит русская пословица, это подтверждают и наши наблюдения и исследования. Современные взрослые – воплощенные мечты их родителей. Изменяя свои мечты и мысли, мы меняем жизнь наших детей – будущих родителей, свою жизнь, а в конечном итоге жизнь рода человеческого.
Социологи фиксируют резкое снижение числа регистрируемых браков, увеличение числа одиночек, снижение количества детей в семье, рост семей бездетных (формируется культура бездетности), люди все чаще разводятся.
Исследования показывают, что некоторые из этих тенденций в развитии семьи могут быть инициированы глубинными, часто сокрытыми от самого человека чувствами и мечтами взрослых. Поэтому так важно изменение мышления, осознание своей иерархии ценностей самими взрослыми, культура мышления.
Индивидуальные программы помощи семье. Образование и воспитание направлены на раскрытие индивидуальности каждого; развитие человека соответственно концепции академика Б.Г.Ананьева: «Человек как индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность». (4)
Все семьи различаются, как и люди. Творчество семьи в направлении преображения и возрождения может быть осуществлено только самими взрослыми, поэтому можно говорить о неповторимом стиле семьи.
Члены семьи и профессионалы-семьеведы могут выступать как равные в развитии семьи, а создание программ помощи и развития – осуществляться ими совместно.
Самообразование и культура. Поддержкой современной, не совершенной пока семье могут быть фильмы и книги. Художественные и научно-популярные произведения о природе объединяют всю семью.
Как преодолеть стереотипы мышления, чувств, действий? Сегодня появляются программы для взрослых. Ведущие специалисты этого направления – Ингрид Каммингс (5) В.А.Куринский (6) и др. Программы помогают нам стать универсалами, выйти за пределы узкого профессионализма (на что преимущественно ориентирована современная система образования). Самообразование, автодидактика – это путь для родителей, стремящихся создать семью, открытую культуре. В такой семье дети учатся разбираться в поступающей информации, делать правильный выбор, видеть современные проблемы и получают вкус и навык эти проблемы решать.
Цель универсального образования, самообразования – собрать сведения, необходимые данной конкретной семье, с тем, чтобы и ребенок, и взрослый нашли свое место в мире и не оказались выброшенными из жизни.
Наш опыт консультирования семей, длительное наблюдение за развитием ситуации семей в течение 20 лет позволяет утверждать, что основные темы для старшеклассников и молодежи: любовь, дружба, влюбленность, общение, доверие. Для любящих родителей наиболее важными являются вопросы психологического плана: взаимоотношения с родственниками, уточнение личной системы ценностей. Большой интерес представляют данные культурологии и социологии, а также потенциал семьи; духовные вопросы (принадлежность к разным духовным конфессиям, ответы на вопросы детей о Боге и устройстве мироздания). В процессе обсуждения удавалось переформулировать проблемы, и тогда востребованными становились темы:
(1) семья во всех ее аспектах,
(2) умение слышать и вести диалог,
(3) доверие и доверчивость,
(4) предупреждение конфликтных ситуаций,
(5) сценарии жизни,
(6) творчество в семье,
(7) ритмы развития человека и семьи, психофизиологические особенности детей, подростков и взрослых,
(8) роль бабушек и дедушек в изменении ситуации и поддержке семьи, (9) помощь в горестных ситуациях,
(10) призвание (что значит быть призванным),
(11) возрастание в любви (к ребенку, друзьям, родителям, природе,
Родине, планете),
(12) поддержание психологического здоровья,
(13) роль Слова в жизни семьи,
(14) сила чувств,
(15) взаимоотношение с детьми, помощь детям и взрослым,
(16) воспитание мальчиков и юношей, девочек и девушек,
(17) душа и психика,
(18) создание семьи как общины: именно в ней человек получает главный опыт самосовершенствования в конкретной деятельности.
Все перечисленные выше темы являются ступенями самообразования, достижения психологической зрелости детей, подростков и молодежи.(2, 7)
Катарсис. Если после Перестройки и во время экономических кризисов последнего десятилетия ХХ века можно было говорить о необходимости спасения и выживания семьи, и надежда была на педагогов, то теперь, после очередной проверки на прочность, семье необходимо пройти реабилитацию, пере-жить горе (8) и создавать семью творческую, семью грядущего. Время требует активности и ответственности, самостоятельности семьи.
Противоречия в современной семье – явление естественное. Вопрос в том, насколько конструктивно мы сумеем разрешить противоречия. По этой теме в современной психологии наблюдается бум литературы.
Образовательные учреждения и семья. По-прежнему современно звучат слова Елены Ивановны Рерих: «Но, стремясь к просвещению, к знанию, женщина должна помнить, что все просветительские учреждения являются лишь окнами или ступенями к принятию высшего знания и высшей культуры. Истинная культура мысли растет культурою духа и сердца. Лишь такое сочетание дает тот великий синтез, без которого невозможно постичь все величие, все многообразие и сложность узора жизни человека, в ее космическом беспредельном совершенствовании». (9)
Будущее семьи и «одухотворенная наука». Сегодня мы видим, что многие любящие люди совместимы психологически. Однако в некоторых семьях проблемы соизмеримы с мировыми конфликтами, в них воспроизводятся исторически привычные разрушительные сценарии.
Первый шаг в изменении ситуации прост: принятие ответственности кого-либо из взрослых женщин за развитие своего рода (семьи), осознание роли семьи в современном мире, значения Женщины, гармонии начал Женского и Мужского, самообразования, воспитание универсального ума, смелость мысли и «вмещение пар противоположностей», терпение и помощь в сотрудничестве с профессионалами, осознание своей иерархии ценностей, культура мышления в создании грядущей, идеальной, эволюционной семьи любви.
Заключение. Мы предполагаем создать сайт – пространство сотворчества Семьи и Профессионалов в соответствии с обозначенными выше целями, направлениями преображения семьи:
от брака – к крепкой – счастливой – семье грядущего.
Приглашаем участвовать в развитии этого проекта всех, кто любит и любим.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тюгашев Е.А. Семьеведение. – М., 2003.
2. Сальникова Н.Е. Работа с детьми: Школа доверия. – СПб.: Питер, 2003.
3. Сальникова Н.Е. Модель психологической службы «Экология человека» в современном образовательном учреждении. //Ж. «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. № 3, 2010 (май-июнь). – С.78-91.
4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. Москва – Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института и НПО «МОДЭК», 2005.
5. Каммингс Ингрид. Живой ум. Преодоление ментальных, эмоциональных и профессиональных ограничений. – СПб: Весь, 2011.
6. Куринский В.А. Постпсихологическая автодидактика. HOMO GLOBALIS for global culture, Киев, 2006.
7. Альманах «Уроки Светописи». Книги 1, 2, 3, 4. – СПб: ИД «Петрополис», 2006, 2007, 2008, 2010.
8. Каган В.Е. Психотерапия для всех и для каждого. – М.: ЭКСМО
Пресс, 1998.
9. Письма Елены Рерих. 1.03.29. Том I. – СПб: «Институт Культурных Программ», 2009. – С.18.