О наших проектах

ЖИВОЕ ОЗЕРО ДУШИ

Исток многих наших проектов – не просто внутренние и внешние события, не какая-либо блестящая идея, книга, мечта, а боль ребенка или взрослого, просьба о помощи в конкретной ситуации, высказанная или невысказанная (студентами, детьми, педагогами, родителями, сообществом детей и взрослых, и даже природой).

Проект «Уроки Светописи» – лауреат премии «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучший издательский проект года»  в 2008 году. Победитель во втором этапе  в Северо-Западном Федеральном округе.

Проект «Экология человека» (1989–2008) – победитель конкурса «Инновации Петербургской школы» в 2009 г.: «Модель психологической службы в современных образовательных учреждениях: создание экспериментального творческого центра – системообразующей развивающей среды».

Проект «Живое озеро. Скорая помощь озеру» – лауреат премии «Terre de Femmes – Земля Женщин – 2010» («3-я Национальная Премия»).

Эти проекты не исчерпывают все направления нашей деятельности, однако являются ведущими.

Как жить?

Проект «Уроки Светописи» появился как ответ на вопрос одной студентки: «Почему так трудно жить?» Задала его Камилла К., в 6 лет потерявшая отца во время грузино-абхазского конфликта. Эта удивительная девушка училась в педагогическом колледже, где я в то время работала. Беседуя, мы подошли к той границе, где для решения проблемы недостаточно собственно психологических знаний, и вышли в пространство культуры и вечных ценностей. Главной стала тема личной ответственности в новых «постперестроечных» границах жизни как самого человека, так и его семьи в широком смысле этого слова.

Камилла интуитивно верно сама нашла психологический источник помощи себе – она стала писать о прошлом – коротком счастливом своем детстве – и о будущем. Я помогала ей осмысливать произошедшее, мы вместе искали новый взгляд на взаимоотношения между людьми, любовь, счастье, обсуждали, как можно защитить семью и близких людей, что можно противопоставить агрессии и войне, как жить.

Другие студенты, узнав, что в колледже появился человек, готовый читать и обсуждать стихи и рассказы начинающих авторов, стали приносить свои истории. Психологическое консультирование, как оказалось, легко встраивалось в эти беседы о счастье, жизни, любви и будущем. Наши встречи стали взаимно нужными. Особая атмосфера доверия и уважения, вдохновения и сотворчества показала возможность нового направления психологической работы – издательского проекта. Поддержка директора педколледжа № 2 О.Г.Лосевой и администрации привлекла новых участников, студентов и педагогов. Так в 2006 году появился проект «Уроки Светописи», которому оказалось суждено дожить до наших дней. (Всего участников проекта более 150).

Мысленно возвращаясь к истокам проекта «Живое озеро», я вижу солнечный день, красоту неба, цветов и облаков и безобразный пляж с горами мусора. На берегу были группы отдыхающих. Женщина около мусорной кучи кормила грудью малышку, еще двое ее детей дошкольного возраста под присмотром мужа плескались в озере. Было жаль и молодую семью, и детей, и озеро. Я стала молча очищать побережье, ко мне присоединились 2 человека, потом 6… На следующий год – 30… 60 человек… Начала просветительскую деятельность: рассказывала отдыхающим сказки об озере, его истории. Так в 2004 году родился проект «Живое озеро» («Скорая помощь водоему, озеру, реке»). Поддержали проект 80% жителей – хотя бы один раз они откликнулись на наше предложение участвовать в Акции «Зеленый Час».

Но были и другие родники – мысли и чувства, питающие органично возникающие проекты. Еще один из них бы открыт мною в детском доме. В 1987 году я, счастливая мать двоих детей, нянчила годовалую дочку и смотрела передачу по телевизору: дети стояли в очереди – получить ласку от воспитателя!.. И вдруг стало ясно: нужно как-то помочь этим детям. Все мечты исполняются: в 1988 году я уже работала психологом в детском доме. Удивительный коллектив воспитателей, педагогов, администрации! Тогда мы и открыли силу сочувствия к обездоленным детям и увидели, как много может сделать даже один человек, а еще больше – вместе с друзьями. Тогда мы создали проект «Как преобразовать детский дом в творческий центр» (позже он стал основой проекта «Экология Человека»).

Несколько слов о проектах

Проект «Живое озеро» ориентирован на решение экологических проблем на озере: сохранение красоты, поддержание чистоты, просветительскую работу с отдыхающими и местными жителями, создание алгоритма оказания скорой помощи озеру (водоему, реке) и экспериментальную проверку его эффективности. Все эти мероприятия осуществлялись без финансовой поддержки. Участники – взрослые и дети, школьники и студенты, отдыхающие и случайные прохожие…

Там, где берега, ручьи, поляны, возвышенности очищали с песней и радостью, мечтой о красоте в этом месте, а молодые растения сажали с любовью, – теперь почти всегда чисто. Нужно лишь поддерживать гармонию этого места, периодически проводя просветительские программы и изредка убирая мусор. Создан научно-популярный фильм об озере, разработан экомаршрут: «От Лемболовского озера к Лебединому».

Необходимость скорой помощи именно этому озеру обусловлена не только тем, что оно является одним из самых красивых мест Всеволожского района, ценно своим биологическим разнообразием и очень важно для сохранения экосистемы этой   природной территории.

Девиз проекта – «Чистый дом нашим детям и любимым».

«Уроки Светописи» – издательский проект. Выпуски альманаха «Уроки Светописи» объединяют совсем крошечные, маленькие и большие родники текстов – стихи и эссе, рассказы и сказки, описание мастер-классов и программ. В них – Любовь к природе, педагогам, родителям, к самим себе, друг к другу, слову, творчеству, Родине и миру, его истории.

Каждый выпуск подобен притоку к главному руслу реки Светописи по имени Любовь-и-Надежда. Вот эти книги-притоки: «Диалог и доверие», «Золотое слово», «Благодать сотворчества», «Дом Бытия». Набрав силу истоков-родников, река слов-смыслов стала ясной, прозрачной, расчищающей путь ищущим, обтекающей препятствия, очищающей горестные события, проясняющей цель нашей жизни. Каждому из нас есть о чем поведать друг другу. Слово, обращенное к душе: о гармонии с собой и миром; о людях и творчестве; о семье, отцовстве и материнстве; об озерах и реках; о планете и космосе; о наших младших братьях; о городе, в котором мы живем; о «главной реке нашей жизни» – Неве и о том, что нужно сделать, чтобы реки реальные и метафорические события – стали «дорогой жизни» – водой чистой, родниковой и родной, исцеляющей, живой, утоляющей жажду и объединяющей нас всех. 

Девиз проекта – «Тьма исчезает, когда появляется свет».

Продолжая отвечать на главный вопрос современных молодых людей: «Как жить?», мы решили обобщить наш опыт и представить его в простой и ясной форме. Здесь уместно говорить об утонченности отношений к другим людям, себе и окружающему миру; о высших чувствах, о законе резонанса («как мы относимся к другим людям, так и они отвечают нам», «часто мы сами создаем те ситуации, в которых оказываемся – как позитивные, так и неприятные для нас»); о том, что не осознается (чему не дано названия, не определено место в жизни), исчезает, и потому необходимо осознание места природы и семьи – первичных и фундаментальных основ жизни человека; о том, что мы можем изменить свою жизнь и быть счастливыми, изменившись сами, создавая счастливую и любящую семью, помогая окружающей природе. Отсекая корни, оказываясь вне природы, так же как вне культуры своего рода и страны, семья не может развиться и достичь своего «человеческого цветения». Даже кристаллы, цветковые в природе – образец для нас, семейства людей, творящих в радости на данном этапе эволюции. Не достижение внешних целей, не карьерный рост – главное в жизни, а создание Семьи, в которой комфортно душе. Только тогда возможно спокойствие, безмятежное счастье, сотворчество; ситуации находят разрешение из состояния высшей гармонии – любви. Они – источник неожиданных и прекрасных перемен, квантового скачка сознания и успешной деятельности, не истощающей ресурсов природы, приумножающей этот капитал за счет дарованного человеку творческого потенциала, который пока не используется в должной мере. 

Так появилась идея создания данного выпуска альманаха «Уроки Светописи» под названием: «Ясная Книга. Время Семьи в пространстве Природы». «Ясный огонь», как благодатный огонь, очищает и дает надежду, пробуждает любовь к людям, природе, Родине, Творцу. Огни-маяки – это сочувствие, доверие и ответственность; забота, красота и мечта; обращение к своей душе, совести и следование своему призванию; сотворчество с другими людьми, скромность и умение быть в состоянии «не ниже радости»; узкая специализация профессионала и широта мышления универсала, стойкость души.

Название книги определяет главное направление наших поисков в этом году. Человечество открыло новый путь совершенствования всего живого на планете, в том числе Природы, – через Семью. Её потенциал для развития каждого из нас и эволюции человечества ещё предстоит понять. Семья же (в широком смысле слова – семья) начинается с каждого из нас. Станем ли мы её творцами, друзьями семьи дорогих нам людей – решает каждый из нас. Будет ли Семья главным источником позитивных перемен на планете – вопрос будущего.

Мы ставим вопрос о необходимости создания «Института Семьи» (первый курс этого Института – экологическое просвещение в семье и помощь самой семье). Здоровые и счастливые семьи справятся с проблемами сами. Большинство же современных семей «больны» и нуждаются в помощи: во-первых, им нужна поддержка образовательная (знания о создании и сохранении крепкой, счастливой семьи); во-вторых, своеобразное «лечение» семьи: социальная, психологическая, материальная помощь «болеющим» семьям.

Первый важный шаг в решении проблем семьи – повышение статуса семьи, родителей. Этого можно достичь через социально значимые формы образования и средства массовых коммуникаций. Однако изучение общественного мнения, проводимое нами в течение многих лет, показало, что наибольшие надежды возлагаются людьми на создание Института Семьи. После обучения в таком Институте родители смогут получить самый важный из всех дипломов об образовании – ЗОЛОТОЙ ДИПЛОМ. Содержание и формы обучения в таком Институте должны быть особыми. Участвовать в создании Института Семьи смогут все желающие (бабушки и дедушки, друзья семьи, родители и даже дети): опыт и знания любого человека, который бережет семью, будут бесценным сокровищем. В нашем проекте приняли участие все те, кто захотел взглянуть на путь своей семьи сердечно и целостно, рассказать о нем другим – устно или письменно, в книгах, стихах или просто в личной беседе.  

  • В 2011 году при поддержке моих друзей и коллег я участвовала в Конкурсе Историй (сайт ЭКОДЕЛО, Конкурс Историй). Представленная мною статья называлась «Красота в изгнании?!» 6 марта 2012 года мы получили грант на развитие проекта нашей общественной организации «Живое Озеро» от Фонда Глобал Грингрантс (США).

В книге представлены темы и описаны формы занятий, показавшие свою  эффективность в работе с родителями, педагогами, воспитателями.

Девиз проекта: «Сотворчество семей – будущему планеты».

 

Cальникова Н.Е

gugiel