ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА,
НАЧАТОГО В МАРТЕ 2012 ГОДА,
С УСПЕШНЫМ ЗАВЕРШЕНИЕМ
(21 февраля 2013 мы получили подтверждение от Фонда о принятии отчета по Гранту)
Перефразируя Д.Самойлова, скажем «Спасибо всем, кто нам мешал!
И СЧАСТЬЯ! ВСЕМ, КТО ПОМОГАЛ …»
За год я представляла проект на научных конференциях (экологам, психологам, педагогам), общественности - 20 выступлений и публикаций! Некоторые обсуждения останутся в моей памяти надолго: настолько конструктивны и сердечны, требовательны и заинтересованы были участники.
В процессе обсуждения мы добавили к доминантам проекта
«РАДОСТЬ». Радость объединяет: радость творчества, радость созидания, радость открытия, радость озарения, радость достижения, радость любви, радость понимания, радость узнавания, радость единения… Мы говорим: «окрыляющая радость», «нота радость»… Радостный человек уважает других, конструктивен (найдет доброе слово для любого начинания и для любого человека), не оскорбит и не унизит другого, готов к переменам (в том числе к отказу от неэффективных способов взаимодействия).
Радости не нужно давать ОПРЕДЕЛЕНИЕ на научных конференциях, а определение Любви ученые иногда требуют.
(Приглашаем дать Ваше «определение» Любви.
Мы начинаем:»возрастание в Любви», «Любовь, что движет солнца и светила», Любовь-агапэ, любовь-филея…», «Без Любви все – ничто»…).
Очень кратко и просто кратко: итоги проекта – ниже.
ОЧЕНЬ КРАТКО: обсуждается возможность создания Института Семьи как пространства, в котором современная семья может получить помощь для саморазвития. Перечислены 20 современных проблем образования и воспитания (1988-2012 гг.); представлены образцы успешных экологических проектов (издательский и экологический проекты) на сайте «Живое озеро. Институт Семьи» (www.zhivoeozero.ru).
КРАТКО:
Призвание Семьи. Призвание есть не только у человека, но и у семьи: «Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения – родине и государству», – пишет А.И. Ильин. Семья существует для того, чтобы ясно и ярко, в радости и любви, пробуждая творческий потенциал каждого, помочь реализоваться Человеку, охраняющему МIР и помогающему всему живому Быть.
Проект «Институт Семьи». Дар Человечеству – Семья: ее потенциал еще далеко не полностью раскрыт нами. Трудно Семье достичь своего цветения и дать «плоды» без поддержки, без понимания ее сути и осознания ее возможностей.
Институт Семьи имеет одновременно несколько «воплощений». Это и семья будущего – семья любви – главное действующее лицо жизни, реальная современная семья с множеством проблем [см.ниже «Психологическая зрелость»], и существующий на рациональной основе «Институт Семьи и воспитания РАО» и Интернет-проект «Институт Семьи» [см. сайт «Живое озеро. Институт Семьи», www.zhivoeozero.ru].
Миссия «Института Семьи» – представить всестороннюю информацию о становлении, развитии и будущем современной семьи и ее потенциале, направлениях решения современных проблем всем заинтересованным людям, как детям, так и взрослым по трем объединяющим семью темам: природа (экологическое просвещение в семье) [Ердаков, 2005], дети («секретный мир детей в пространстве мира взрослых») [Осорина, 2008], культура (семья в культуре и культура в семье, «Крепкая семья и Семья любви») [Куртышева, 2005; Маркова, 2001; Рерих, 1997; Сальникова, 2004].
Цели и задачи проекта: 1) повышение статуса семьи; 2) предупреждение «болезней семьи»; 3) оказание помощи детям и взрослым, семье посредством включения их в творчество; 4) объединение заинтересованных людей и создание позитивной волны информации о неиспользованном потенциале и ценностях семьи; 5) переориентация сознания на единство с миром: «Все во мне и я во всем»; формирование нового практического мышления (единство чувств, мыслей, поступков); 6) принятие ответственности за свою жизнь и жизнь близких, понимание значимости образования и особенно самообразования в семье, создание системы адресных программ для различных категорий семей (вместе с ними) для укрепления семьи и профилактики «болезней» семей.
Проект адресован всем, кто любит и любим, всем, кто учится любить: молодоженам; семьям с детьми дошкольного возраста; семьям с детьми школьного возраста; семьям с детьми подросткового возраста; многодетным семьям; молодежи (будущим родителям); самостоятельным мудрым взрослым (все мы из семьи).
Главные вопросы современников: «Как жить?», «Почему так трудно жить?», «Что нужно сделать, чтобы помочь природе, детям, семье, чтобы детских домов стало меньше, а счастливых семей больше?». То, чему не дано названия, не определено место в жизни, исчезает, и потому необходимо осознание места природы и семьи – первичных и фундаментальных основ жизни человека. Отсекая корни, оказываясь вне природы, так же как вне культуры своего рода и страны, семья не может развиться и достичь своего «человеческого цветения». Не достижение внешних целей, не карьерный рост – главное в жизни, а создание Семьи, в которой комфортно душе (проведенный в 2011 году опрос 200 подростков показал, что 90 % детей считают, что совесть и душа реально существуют. Говорить с детьми о душе и совести лучше всего не педагогу и психологу, а родителям …).
Тогда основа творчества – радость, спокойствие. Именно эти чувства – основа для квантового скачка сознания и успешной деятельности, не истощающей ресурсов природы, приумножающей этот капитал за счет дарованного человеку творческого потенциала.
Особенности Проекта:
1) он «вырос» в реальной практике (г.Санкт-Петербург, 1988-2012 гг.) как ответ на современные жгучие вопросы образования и воспитания в семье и школе и
2) является системным.
3) Проект ориентирован как на профилактику «разрушения» семей (профилактикой почти никто не занимается!),
4) так и оказание реальной диагностической помощи детям и взрослым.
5) Ведущие участники проекта имеют опыт работы в детском доме (этот опыт дает особенный взгляд на сложившуюся ситуацию), а также в детском саду, школе, с молодежью и взрослыми.
6) Доминанты проекта радость, любовь.
7) Приоритет – самообразование. [Даринский, 1975; Каммингс, 2011; Куринский, 2006].
8) Студентами Института Семьи могут быть и дети, желающие помочь природе, детям, своей семье.
9) В основе реалистического оптимизма Проекта экспериментально подтвержденный факт «Нравственный закон внутри нас» [Сальникова, 2003]. Методика М.Аткинсон «20 шагов», адаптированная нами, подтверждает, что главной внутренней потребностью-целью в жизни для 80 % подростков и взрослых является радость. Радость для себя и других людей, для всего живого.
Суть методики вопросов в следующем. Человеку предлагается ответить на вопрос о том, что бы он хотел получить в данный момент больше всего. Зачем ему это нужно, что это даст ему. А если он получит желаемое, что это даст ему, зачем ему это нужно. И далее вопрос задается 20 раз. В нашем эксперименте в начале собеседования желания всех участников были разными, а на 20-м вопросе у 80 % – одинаковыми. Участники отвечали: «Я хочу, чтобы на Земле был мир (гармония, красота, любовь, свет)». Это задание так и называется «Я хочу быть светом». Исследование в Петербурге показало, что к такому ответу приходят 95 % детей и взрослых на 6-м – 35 шаге (вопросе).
Основные методы исследования:
- анализ трудных ситуаций;
- тестирование;
- включенное наблюдение;
- анализ продуктов деятельности;
- обучающий эксперимент;
- экспертная оценка;
- лонгитюдное исследование,
- биографический метод,
- арт-терапевтические методы,
- консультирование,
- беседа,
- метод проектов.
Выборка. Исследование проводилось в учреждениях разного типа:
- в детском доме и интернате для мальчиков;
- детских садах и школах,
- педагогическом колледже и вузах;
- Молодежной консультации и ППМС центрах в Санкт-Петербурге, а также
- в ходе реализации общественного проекта «Живое озеро» (2004-2012 гг.). Возраст участников от 2 до 70 лет, количество – более 2000 человек;
- проекта «Уроки Светописи» (2006-2013 гг;) - более 200 участников;
- проект а «10 шагов преображения ОУ в творческий центр» (1989-2012 гг.).
Современные формы образования и самообразования, ориентированные на бережное объединение детей и взрослых: проектная деятельность, деловые игры, Акции, Интернет-проект. Представим несколько проектов.
Проект «Психологическая зрелость» [Сальникова, 2003; 2007; Уроки Светописи, 2006]. В течение 1988-2012 гг. в образовательных учреждениях разного типа г.Санкт-Петербурга экспериментально выявлено 20 проблем современной семьи, детей, подростков, молодежи и взрослых. Перечислим эти проблемы, часто не осознаваемые взрослыми, а потому воспроизводимые из поколения в поколение в разных сферах жизнедеятельности:
1) умение видеть в другом человеке его красоту, лик; умение вести диалог;
2) доверие себе, другим, миру;
3) способность создавать атмосферу дружеского общения;
4) понимание необходимости и умение преобразовывать негативные сценарии жизни в позитивные;
5) «возрастание в любви» к природе, другим людям, их творениям;
6) радостность; ценностно ориентированное образование;
7) творчество;
8) создание «крепкой семьи»; Семьи Любви;
9) осознание влияния СМИ и противодействие ее негативным влияниям [Куртышева, 2005; Маркова, 2001];
10) переживание горя [Каган, 1998];
11) понимание своего призвания и следование ему;
12) «жизнь БлагоДаря природе» [Андрей Николаевский, см. сайт «Живое озеро…», 2012];
13) связь между поколениями;
14) воспитание и поддержка лидеров;
15) понимание силы знания;
16) осознание роли Слова [Уроки Светописи, 2007];
17) умение быть в состоянии гармонии [Сальникова, 2013; Фабричева,2009];
18) финансовое обеспечение семьи благодаря своему призванию (просвещенный бизнес);
19) ответственность и свобода;
20) единство с собой, другими, миром.
Проект «Живое озеро (Скорая помощь озеру, реке, водоему)» (2004-2012 гг.) получил «3-ю Национальную премию» «TerredeFemmes – Земля Женщин – 2010». На полученный грант создан сайт http://www.zhivoeozero.ru («Живое озеро»); издали альманах «Уроки Светописи. Дом Бытия» (с цветными фотографиями, диском) [2010]. Обобщая опыт работы с детьми и молодежью, мы видим, что 80 % современников переживают, когда нарушается гармония природы непродуманной деятельностью человека, и, самое главное, реально готовы помочь в восстановлении нарушенной гармонии.
Издательский проект «Уроки Светописи» реализуется в течение 2006-2013 гг. Изданы 5 альманахов [2006, 2007, 2008, 2010, 2013]. Человек – это также Текст. Обсуждая созданные подростками и молодыми людьми рассказы, эссе, стихи, оказалось возможным индивидуально обсудить значимые для них мировоззренческие вопросы. Участники проекта, более 150 человек, – школьники, студенты, педагоги. Проект «Уроки Светописи» получил Диплом лауреата за победу во II Всероссийском конкурсе в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в Северо-Западном Федеральном округе в 2008 году.
Проект «Экология человека» (10 шагов преобразования ОУ в творческий центр) (1989-2012) – победитель конкурса «Инновации Петербургской школы» в 2009 г.: [Сальникова, 2009, 2010]. Этот проект содержательно и организационно – основа создания новых программ и проектов, включения их в социум, создания нового проекта «Институт Семьи».
Участники Проекта. На разных этапах создания проекта значимый вклад внесли:
1) более 100 человек (экспертиза, отзывы, участие в проектах, финансовая поддержка, консультирование);
2) коллективы трех образовательных учреждений:
- коллектив детского дома № 9 (1988-1990 гг., директор – Ф.С.Махов, завуч Т.С.Позднякова);
- коллектив ППМС Центра (1998-2000 гг., директор: канд.пед.наук Т.Н.Левашова);
- педагогический колледж № 2 (2005-2010 гг., директор О.Г.Лосева).
Без участия этих специалистов (психологов и педагогов, экологов и биологов, руководителей разного уровня (в том числе четырех Чиновников – чиновников с большой буквы) и общественных деятелей, родителей и семей, а также детей от 5 лет и старше), проект бы не состоялся.
Результаты, перспективы и будущее Проекта. В этом году наша общественная организация «Живое озеро» представила на Конкурс историй статью «Красота – в изгнании!?» и получила от Фонда Глобал Грингрантс (США) грант на развитие проекта. Благодаря этой поддержке значительно расширен сайт www.zhivoeozero.ru («Институт Семьи», «Живое озеро») [Сальникова, 2012]. По сути, он является моделью Интернет-проекта Института Семьи. На сайте представлены следующие направления:
проекты-события для будущих родителей-студентов и семейные проекты:
1) Пятая книга альманаха «Уроки Светописи» – «Ясная Книга. Время семьи в пространстве природы», подготовленная в течение 2012 года и изданная в 2013 году; 2) видео, аудио и фотоматериалы; 3) презентации; 4) научно-популярный фильм «Лемболовское озеро. Красота, проблемы, надежды», созданный специалистом-биологом;
5) обзоры текстов, опубликованных в четырех альманахах «Уроки Светописи» (2006-2010 гг.) по теме «Семья», «Экология», основными участниками которого стали будущие родители – студенты педколледжа, а также педагоги, психологи, родители.
Акции «Зеленый Час» (эколого-просветительская деятельность на озере);
Сценарии Праздников (посадки деревьев и Праздника 6-и кораблей в День Музеев).
В 2012-2013 гг. продолжается (и завершается) обсуждение статуса проекта, перспектив его развития с общественностью, специалистами, руководителями разного уровня, родителями. Будет ли этот проект общественным проектом, «Петербургским проектом «Институт Семьи», станет ли он инновационной темой для какого-либо уже существующего института Санкт-Петербурга или России.
Сделаны первые шаги в обсуждении проекта как международного. Обсуждаются также вопросы как современная форма, в которой бы проект существовал органично, необходимость диплома о получении высшего образования в Институте Семьи с целью повышения статуса семьи, родителей.
После обучения в таком Институте родители смогут получить самый важный из всех дипломов об образовании – ЗОЛОТОЙ ДИПЛОМ. Содержание и формы обучения в таком Институте должны быть особыми. Участвовать в создании Института Семьи смогут все желающие (бабушки и дедушки, друзья семьи, родители и даже дети): опыт и знания любого человека, который бережет семью, будут бесценным сокровищем. В нашем проекте приняли участие все те, кто захотел взглянуть на путь своей семьи сердечно и целостно, рассказать о нем другим – устно или письменно, в книгах, стихах или просто в личной беседе.
Креативный директор Института Семьи
педагог-психолог, арттерапевт,
руководитель общественной организации «Живое озеро»
Сальникова Нина Евгеньевна
Литература:
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические
труды. М. и др.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та и МОДЭК, 2005. 431с.
Анциферов Н. Душа Петербурга. Л.: Лира, 1990. 256с.
Береговой портрет Невы: Краеведческое исследование Природной школы «Остров» / отв. ред. Т.П.Кудрявцева. С.-Петерб. ОО «Природная школа «Остров». СПб.: Тускарора, 2008. 251с.
Берсенева Т.А. Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции: монография. – СПб.: СПбАППО, 2007. 172 с.
Даринский А.В. Непрерывное образование // Сов. педагогика. 1975. N 1. С. 16-29.
Ердаков Л.Н. Непрерывное экологическое образование. [Электронный ресурс] URL http://ecodelo.org (дата обращения: 28.11.2012).
Ильин А.И. О семье. [Электронный ресурс] URL: http://sovslov.ru/tolk/semytya.html. (дата обращения: 18.02.2013).
Каган В.Е. Психотерапия для всех и для каждого. М.: Эксмо-Пресс, 1998. 384с.
Каммингс Ингрид (Ingrid E.Cummings). Живой ум. Преодоление ментальных, эмоциональных и профессиональных ограничений: пер. с англ. А.Н.Рудашевской. СПб: Весь, 2011. 480с.
Куринский В.А. Постпсихологическая автодидактика: в 2 т. Киев: HOMO GLOBALIS for global culture, 2006. 406с. и 659с.
Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей. М. и др.: Питер, 2005. 251с.
Лихачев Д.С. Размышления о России. СПб.: LOGOS, 1999. 656с.
Маркова Н.Е. Культуринтервенция. [Электронный ресурс] URL:
http://www.textfighter.org/raznoe/Culture/Mark/kultura_markova_ne_kultur...
(дата обращения: 15.02.2013).
Мастер-класс Екатерины Уголевой. [Электронный ресурс] URL: http://psycase.ru/?tag=ekaterina-ugoleva (дата обращения: 15.12.2012).
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 4-е изд. М. и др.: Питер, 2008. 298с.
Рерих Н.К. Культура и цивилизация. 2-е изд. М.: Международный Центр Рерихов, 1997. 200с.
Сальникова Н.Е. Работа с детьми. Школа доверия. М и др.: Питер, 2003. 281с.
Сальникова Н.Е. Образовательные программы для Института Семьи, 2004. [Электронный ресурс] URL http://www.sedmitza.ru/text/429856.html (дата обращения: 12.01.2013).
Сальникова Н.Е. Психологическая зрелость. (Идеи Б.Г.Ананьева в практической психологии). // Ананьевские чтения: материалы науч.-практич. конференции, Санкт-Петербург, 23-25 октября 2007 г. / отв. ред. Л.А.Цветковой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С.614-616.
Сальникова Н.Е. Опыт воспитания толерантного поведения в системе нравственного воспитания в педколледже N 2. Проект «Экология человека»: сборник «Роль образования в формировании установок толерантного сознания». СПб.: Изд-во РГПУ, 2008. С.151-154.
Сальникова Н.Е. Модель психологической службы «Экология человека» в современном образовательном учреждении»: материалы конференции «Инновации петербургской школы». СПб.: Комитет по образованию С. -Петерб., 2009. С.70-75.
Сальникова Н.Е. Семья за семью печатями. // Уроки Светописи. Дом Бытия: альманах / отв. ред. Н.Е.Сальникова, О.А.Фабричева, Е.М.Кулагина. СПб.: Петрополис, 2010. Кн. 4. С. 116-135.
Сальникова Н.Е. Модель психологической службы «Экология человека» в современном образовательном учреждении. // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2010, N 3. С.78-91.
Сальникова Н.Е. Сайт «Живое озеро. Институт Семьи», 2012. [Электронный ресурс] URL: http://www.zhivoeozero.ru (дата обращения: 21.02.2013).
Сейлан Чарльз. Неудача «зелёных»: В чём провалилось экологическое образование? Интервью с Чарльзом Сейланом: пер. c англ.: Александр Фёдоров, Ася Николаева [Электронный ресурс] URL: http://ecodelo.org (дата обращения: 11.03.2012).
Уроки Светописи. Психологическая зрелость: альманах / отв. ред. Н.Е.Сальникова, Н.И.Белова. СПб.: Петрополис, 2006. Кн.1. 303с.
Уроки Светописи. Дом Бытия: альманах / отв. ред. Н.Е.Сальникова, О.А.Фабричева, Е.М.Кулагина. СПб.: Петрополис, 2010. СПб.: Петрополис, 2006. Кн.4 264с.
Уроки Светописи. Золотое слово: альманах / отв. ред. Н.Е.Сальникова, М.В.Кондрашова, И.Н.Богдановская и др. СПб.: Петрополис, 2007. Кн.2. 195с.
Уроки Светописи. Благодать сотворчества: альманах / отв. ред. Н.Е.Сальникова, Н.В.Румянцева, А.Н.Соколова и др. СПб.: Петрополис, 2008. Кн.3. 203с.
Уроки Светописи. Ясная Книга. Время Семьи в пространстве природы: альманах / отв. ред. Н.Е.Сальникова, Т.Н.Левашова, И.Н.Богдановская и др. СПб.: Тускарора, 2013. 255с.
Фабричева О.А. Пройти ультрамариновым путем, или Тренинг, меняющий жизнь. – СПб.: [б.и.], 2009. 175с.