АЛЬМАХАХ «УРОКИ СВЕТОПИСИ» Выпуск 5. ЯСНАЯ КНИГА ВРЕМЯ СЕМЬИ В ПРОСТРАНСТВЕ ЭКОЛОГИИ 2013
АЛЬМАХАХ «УРОКИ СВЕТОПИСИ»
Выпуск 5
ЯСНАЯ КНИГА
ВРЕМЯ СЕМЬИ
В ПРОСТРАНСТВЕ ЭКОЛОГИИ
(ОБЩИЙ ДОМ – ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ)
Тускарора
2013
Уроки Светописи. Альманах. Книга 5. Ясная Книга. Время семьи в пространстве экологии. – Санкт-Петербург, «Тускарора», 2013. – … стр.
Автор и руководитель проекта – Н.Е.Сальникова
Под общей редакцией Н.Е.Сальниковой, Т.Н.Левашовой, И.Н.Богдановской, О.А.Фабричевой
Рецензент: канд.пед.наук, ст.научный сотрудник Т.Н.Левашова
Подготовка к печати: Н.Е.Сальникова, И.Н.Богдановская
В оформлении обложки и шмуцтитулы – (эскизы С.Осипова)
ОГЛАВЛЕНИЕ
РЕЦЕНЗИЯ Т.Н.Левашовой
ПРЕДИСЛОВИЕ. НА ЯСНЫЙ ОГОНЬ … Сальникова Н.Е. стр.6
СИЛА СОЧУВСТВИЯ. Подлинное слово. Истоки проектов
ПРОЕКТЫ. Живое озеро. Уроки Светописи. Институт Семьи
ЯСНАЯ КНИГА. Время Семьи в пространстве экологии
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ВРЕМЯ СЕМЬИ. Сальникова Н.Е. стр. 11
У порога. И.Н.Богдановская
ИСТОКИ ИЛИ КАПЛЯ ЗА КАПЛЕЙ
ДОМ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР
Рассказ «Усман». Е.А.Иванова
Гимн сотворчеству детей и взрослых (1992-1997 гг.). Н.Вознесенская
Красота и движение! Н.Е.Сальникова
ПРИЗВАНИЕ СЕМЬИ
Предназначение семьи. Время года и Институт семьи. Наука о современной
семье. Культура и цивилизация. Индивидуальные программы помощи семье. Самообразование и культура. Катарсис. Будущее семьи и одухотворенная наука. Н.Е.Сальникова
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ В ИНСТИТУТЕ СЕМЬИ: «СЧАСТЬЕ»
Игра «Родственники». Н.Е.Сальникова
Консультация в саду. Н.Е.Сальникова
Институт Семьи. О.А.Фабричева
Бабушкин сад. И.Н.Богдановская
ГЛАВА ВТОРАЯ. ЯСНЫЙ ВЗГЛЯД. Н.Е.Сальникова, О.А.Фабричева с.35
ИДЕАЛ ВЗИМООТНОШЕНИЙ С ПРИРОДОЙ, СОБОЙ, ОБЩЕСТВОМ.
Н.Е.Сальникова.
К вопросу о развитии экологического сознания в русской
классической литературе (М.Ю.Лермонтов «Морская царевна»). С.Н.Левагина.
Дитя природы. Елена Кулагина
Волшебство в каждом дне. Владлена Казакова
Как я сотворила счастливую жизнь. Наталья Вознесенская
ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ В ИНСТИТУТЕ СЕМЬИ: «ГАРМОНИЯ»
Слово «радуга». Н.Е.Сальникова
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЛЮБОВЬ И НАДЕЖДА. Е.А.Иванова стр.50
ЛЮБОВЬ И НАДЕЖДА. Е.А.Иванова
МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС. Е.А.Иванова
Звездное небо, звездная пыль … Надежда Дмитриева
БЕЗ ЛЮБВИ ВСЕ - НИЧТО
КЛЮЧ К МАСТЕРСКОЙ. Н.Е.Сальникова
«Семь шагов к гармонии с собой и миром». Путь к сокровенному». Встреча с социальными педагогами. Путешествие на природе «Волшебная дорога от Лемболовского озера к Лебединому». Мастерская на конференции по арт-терапии называлась «Создаем образ «Института Семьи»
КАК ЭТО БЫЛО. И.Б. Правдина
КАК СТАТЬ СПАСАТЕЛЕМ. Е.А. Иванова
ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ В ИНСТИТУТЕ СЕМЬИ: «ЖИЗНЬ»
Жизнь. И.Н.Богдановская
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ВОДЫ. Е.А.Иванова с.67 ВСЕ НАЧАЛОСЬ С КАПЕЛЬКИ. Е.А.Иванова.
Однажды Егорка…
МАСТЕРСКАЯ «НЕВА». Н.Е.Сальникова. Город Нева – река Санкт-Петербург.
Мастерская. Чистая правда. Старинная легенда
Тебе, Нева. Т.П.Кудрявцева
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ В ИНСТИТУТЕ СЕМЬИ «ВОДА. Н.Е.Сальникова
ГЛАВА ПЯТАЯ. ОКРЫЛЯЮЩАЯ КРАСОТА. О.А.Фабричева с.87
САДЫ Матери Мира и Богини Любви – Лады. Андрей Николаевских
Город-сад. Жизнь Благо Даря Природе
КРАСОТА – в изгнании?! Н.Е. Сальникова
ОБЕРЕГАЮЩАЯ Красота. О.А. Фабричева
ВОТ, ЧТО Я ДУМАЮ. Сережа Фабричев. Рассказ о березке и…
Мой день счастья. Н.Е.Сальникова
ВОЗВРАЩЕННАЯ Красота. Андрей Николаевских
ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ В ИНСТИТУТЕ СЕМЬИ: «КРАСОТА»
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ПРЕКРАСНЫЕ ЖИВОТНЫЕ Н.В.Румянцева с.107
Несколько слов о
РАССКАЗЫ О СОБАКАХ
Отважный Мишка. Татьяна П.
У меня была собачка. А.И.Иванов
Фрося и Цып. Е.А.Иванова
Рогдай. В.Домничев
Снежок. В.Домничев
Как Малыш спас меня. Н.Е.Сальникова
РАССКАЗЫ О ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ
Заботливая Феня. Н.Е.Сальникова
Записки дилетанта. Е.А.Иванова
Поросенок. В.Домничев
ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ В ИНСТИТУТЕ СЕМЬИ: «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. НОВЫЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ. Н.Е.Сальникова 134
ВЕРШИНЫ: Радуги, Воды (Мудрая пчела), Выбора, Доверия,
Единства, Целительства, Ответственности
СЕДЬМОЕ ЗАНЯТИЕ В ИНСТИТУТЕ СЕМЬИ «БУДУЩЕЕ»
ПОСЛЕСЛОВИЕ. …
ЛИТЕРАТУРА
ПРЕДИСЛОВИЕ. НА ЯСНЫЙ ОГОНЬ
…На ясный огонь, моя радость, на ясный огонь.
Езжай на огонь, моя радость, найдешь без труда…
Б.Ш.Окуджава
Несколько слов о форме изложения. Представление темы и авторов книги идет от моего имени, автора и руководителя проекта, Нины Евгеньевны Сальниковой. Я согласилась с первыми моими читателями, что для понимания книги, в которой представлено многостилевое собрание эссе и рассказов большого количества авторов, это и оправдано и необходимо. Текст от автора будет обозначаться далее символом-цветком
Сила сочувствия
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать
Ф.И.Тютчев
Подлинное слово. Редкость. Редкость – услышать подлинное слово. По-длин-но-е, дающее длину-долгую жизнь мыслям и чувствам, отношениям с другими людьми и природой. Самим собой. Такое Слово изменяет восприятие, отношение, дает радость, проблемы решаются как бы сами собой, просто потому что такое слово произнесено и оно способно звучать часы, годы, всплывает через столетия, соединяет людей разных поколений, приоткрывая дверь в будущее пространство и время, создавая и питая его. «Что же это за Слово? Слова?» – спросите Вы. Это Любовь-и-Надежда. Послушайте, как звучат эти слова. Они как струятся, словно вода, радуют человека и сами радуются солнцу, птицам, всему живому, что встречается на их пути, несут нам, людям, заветную и правдивую, чистую информацию: «Да, возможны изменения к лучшему: в семье, в жизни каждого из нас, в стране, на планете. Они уже происходят. Улыбнись… » Как вода камень точит, так и эти чувства – Любовь и Надежда – прокладывают путь для всех стремящихся идти и по ровной дороге и по немыслимому бездорожью.
Исток многих наших проектов – не просто внутренние и внешние события, не какая-либо блестящая идея, книга, мечта, а боль ребенка или взрослого, просьба о помощи в конкретной ситуации, высказанная или невысказанная (студентами, детьми, педагогами, родителями, сообществом детей и взрослых, природой).
Проект «Уроки Светописи» появился как ответ на вопрос Камиллы К.: «Почему так трудно жить?» Задала его Камилла К. в 6 лет потерявшая отца во время грузино-абхазского конфликта Эта удивительная девушка училась в педагогическом колледже, где я в то время работала. В чем особенность и непохожесть ее на других студентов? Я не могу говорить о результатах диагностики – они личные. И все же стоит отметить, что эта девушка очень способная, добрая, умная, открытая, благородная, отзывчивая, искренняя и смелая. Беседуя, мы подошли к той границе, где собственно недостаточно психологических знаний, приоткрывающих в результате диагностики индивидуальные особенности человека, для решения проблемы и вышли в пространство культуры и вечных ценностей, обсуждения вопросов природы, человека, семьи и личной ответственности в новых «постперестроечных» границах жизни как самого человека, так и его семьи в широком смысле этого слова. Камилла интуитивно верно сама нашла психологический источник помощи себе – она стала писать о прошлом – коротком счастливом своем детстве – и о будущем. Я помогала ей осмысливать произошедшее, мы вместе искали новый взгляд на взаимоотношения между людьми, любовь, счастье, на то, обсуждали, как можно защитить семью и близких людей, что можно противопоставить агрессии и войне, как жить.
Другие студенты, узнав, что в колледже появился человек, готовый читать и обсуждать стихи и рассказы начинающих авторов, стали приносить свои истории. Психологическое консультирование, как оказалось, легко встраивалось в эти беседы о счастье, жизни, любви и будущем. Наши встречи стали взаимно нужными. Особая атмосфера доверия и уважения, вдохновения и сотворчества показала возможность нового направления психологической работы – издательский проект. Поддержка директора педколледжа № 2 О.Г.Лосевой и администрации привлекла новых участников, студентов и педагогов. Так в 2006 году появился проект «Уроки Светописи», которому оказалось суждено дожить до наших дней. (Всего участников проекта более 150).
Мысленно возвращаясь к истокам проекта «Уроки Светописи», я вижу солнечный день, красоту неба, цветов и облаков и безобразный пляж с горами мусора. На берегу были группы отдыхающих. Женщина кормила грудью малышку около мусорной кучи, еще двое ее детей дошкольного возраста под присмотром мужа плескались в озере. Было жаль и молодую семью, и детей, и озеро. Я стала молча очищать побережье, ко мне присоединились 2 человека, потом 6… 30… Начала просветительскую деятельность: рассказывала отдыхающим сказки об озере, его истории. Так в 2004 году родился проект «Живое озеро» («Скорая помощь водоему, озеру, реке»). (Поддержали проект 80 % жителей – хотя бы один раз они откликнулись на наше предложение участвовать в Акции «Зеленый Час»).
Но были и другие родники-мысли и чувства, питающие органично возникающие проекты. Еще один из них бы открыт мною в детском доме. В 1987 году я, счастливая мать двоих детей, нянчила годовалую дочку и смотрела передачу по телевизору: дети стояли в очереди – получить ласку от воспитателя!... И вдруг стало ясно: нужно как-то помочь этим детям. Все мечты исполняются: в 1988 году я уже работала психологом в детском доме. Удивительный коллектив воспитателей, педагогов, администрации! Тогда мы и открыли силу сочувствия к обездоленным детям и увидели, как много может сделать даже один человек, а еще – больше вместе с друзьями. Тогда мы создали проект «Как преобразовать детский дом в творческий центр» (позже он стал основой проекта «Экология Человека»).
Все проекты были представлены на конкурс и получили признание.
Проект «Уроки Светописи»: Диплом лауреата за победу во II Всероссийском конкурсе в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в Северо-Западном Федеральном округе в 2008 году.
Проект «Экология человека» (1989-2008) – победитель конкурса «Инновации Петербургской школы» в
Проект «Живое озеро» (2004-2012 гг.). В 2009-2010 гг. проект «Живое Озеро. Скорая помощь озеру» получил «3-ю Национальную премию» «Terre de Femmes – Земля Женщин – 2010».
Эти проекты не исчерпывают все направления нашей деятельности, однако являются ведущими.
Проекты
Проект «Живое озеро» ориентирован на решение экологических проблем на озере: сохранение красоты, поддержание чистоты, просветительскую работу с отдыхающими и местными жителями, создание и экспериментальную проверку эффективности алгоритма оказания скорой помощи озеру, водоему, реке без финансовой поддержки. Участники – взрослые и дети, школьники и студенты, отдыхающие и случайные прохожие…
Там, где очищали берега, ручьи, поляны, возвышенности с песней и радостью, мечтой о красоте в этом месте, а молодые растения сажали с любовью – почти всегда чисто. Нужно лишь поддерживать гармонию. Создан научно-популярный фильм об озере, разработан экомаршрут: «От Лемболовского озера к Лебединому».
Необходимость скорой помощи именно этому озеру обусловлена тем, что это самая высокая точка Санкт-Петербурга, здесь расположены Верховые Болота. Экологи МЧС считают, что нарушение водного баланса в этом месте может привести к непредсказуемым последствиям для Санкт-Петербурга и области**.
Девиз проекта – «Чистый дом нашим детям и любимым».
«Уроки Светописи»*** – издательский проект. Выпуски альманаха «Уроки Светописи» объединяют совсем крошечные, маленькие и большие родники текстов – стихи и эссе, рассказы и сказки, описание мастер-классов и программ. В них – Любовь к природе, педагогам, родителям, к самим себе, друг к другу, слову, творчеству, Родине и миру, его истории.
Каждый выпуск подобен притоку к главному руслу реки Светописи по имени Любовь-и-Надежда. Вот эти книги-притоки: «Диалог и доверие», «Золотое слово», «Благодать сотворчества», «Дом Бытия». Набирая силу истоков-родников, река слов-смыслов стала ясной, прозрачной, расчищающей путь ищущим, обтекающей препятствия, очищающей горестные события, проясняющей цель нашей жизни. Каждому из нас есть о чем поведать друг другу. Слово, обращенное к душе: о гармонии с собой и миром; о людях и творчестве; о семье, отцовстве и материнстве; об озерах и реках; о планете и космосе; о наших младших братьях; о городе, в котором мы живем; о «главной реке нашей жизни» – Неве и о том, что нужно сделать, чтобы реки реальные и метафорические (события) стали «дорогой жизни» – чистой, родниковой и родной, исцеляющей, живой, утоляющей жажду и объединяющей нас всех.
Девиз проекта – «Тьма исчезает, когда появляется свет».
Органично складываются традиции-принципы создания выпусков альманаха. Остановимся на некоторых из них.
1) Опыт издания творческих работ детей и взрослых (проект «Уроки Светописи») показал, что «есть место для всего живого и на планете». В частности, нам удалось включить в книги все тексты, созданные авторами с любовью и искренностью.
----------------
** Я не эколог, я – психолог и арт-терапевт, но у меня нет оснований не доверять специалистам.
*** Обзор по предыдущим альманаха представлен на сайте «Живое озеро» (www.zhivoeozero.ru).
2) Полифония. «Технология» работы с тексами альманахов «Уроки Светописи» такова. Мы принимаем все творческие работы детей и взрослых, готовых сотрудничать и совершенствовать тексты. Задача руководителя – найти каждому произведению (и автору) место в общем пространстве смыслов в книге. Полифония не исключает соло тем,
авторов, интонаций. Предлагаемые авторами тексты, написанные от души, не переделываются, не переписываются, а дополняются или пересоздаются так, чтобы «уравновесился», соприкоснулся с другими каждый, в том числе и необычный текст того или иного автора.
3) Единство и содружество. На первом месте в создании проекта – настрой участников, их готовность сотрудничать, преодолевать сложности. Какое-то время пройти путь вместе со всеми участниками, принимая и изменяя, если нужно, общие правила создания проекта.
4) Самоопределение. Подводя итоги проекту «Уроки Светописи» (2006-2012 гг.), мы видим, что проект выполняет и задачу школы современных лидеров для некоторых участников. Здесь индивидуальная работа сочетается с групповой, цели и задачи, как по содержанию, так и по объему, каждый участник может выбрать самостоятельно, планировать и корректировать темп работы, соотнося его с общим направлением. В процессе совместной деятельности приходится расширять свой кругозор, искать и осваивать новые технологии и методики работы, почти всегда оказывается необходимым увидеть «застарелые» проблемы и найти достойный выход из сложных ситуаций.
Продолжая отвечать на главный вопрос современных молодых людей: «Как жить?», мы решили обобщить наш опыт и представить его в простой и ясной форме.
Здесь уместно говорить об утонченности отношений к другим людям, себе и окружающему миру; о высших чувствах, о законе резонанса («как мы относимся к другим людям, так и они отвечают нам», «мы сами создаем те ситуации, в которых оказываемся – как позитивные, так и неприятные для нас»); о том, что не осознается (чему не дано названия, не определено место в жизни), исчезает, и потому необходимо осознание места природы и семьи – первичных и фундаментальных основ жизни человека; о том, что мы можем изменить свою жизнь и быть счастливыми, изменившись сами, создавая счастливую и любящую семью, помогая окружающей природе. Отсекая корни, оказываясь вне природы, как и вне культуры своего рода и страны, семья не может развиваться и достичь своего «человеческого цветения». Даже кристаллы, цветковые в природе – образец для нас, семейства людей, творящих в радости на данном этапе эволюции. Не достижение внешних целей, не карьерный рост – главное в жизни, а безмятежное счастье и покой в семье и в самом себе. Они – источник неожиданных и прекрасных перемен, квантового скачка сознания и успешной деятельности, не истощающей ресурсов природы, приумножающей данный нам капитал за счет дарованного нам творческого потенциала, который пока не используется в должной мере.
Так появилась идея создания данного выпуска альманаха «Уроки Светописи» под названием: «Ясная Книга. Время Семьи в пространстве экологии». «Ясный огонь» как благодатный огонь, он очищает и дает надежду, пробуждает любовь к людям, природе, Родине, Творцу. Огни-маяки – это сочувствие, доверие и ответственность; забота, красота и мечта; обращение к своей душе, совести и следование своему призванию; сотворчество с другими людьми, скромность и умение быть в состоянии «не ниже радости»; узкая специализация профессионала и широта мышления универсала, стойкость души.
Стиль изложения материала навеян этим позитивным опытом. Обсуждая различные вопросы, мы как бы идем то вдоль Невы, возвращаясь к важным встречам и беседам, определившим наш взгляд на ситуацию, проблему, самого себя, природу, семью, возможности человека и социума, то прогуливаемся по городу или парку, беседуем с друзьями, родными. Повествование идет то медленно и неторопливо, словно мы проходим широкую и спокойную часть реки, то бегло и кратко: речь становится разговорной, метафорической, так же как и при сужении русла реки скорость ее течения становится более быстрой.
Пятая книга представляет позитивный опыт сотворчества людей разного возраста и опыта по нескольким важным темам: «Братья и сестры», «Время Семьи», «Все во мне и я во всем», «Сотворчество семей – будущему планеты».
В книге также ставится вопрос о необходимости создания «Института Семьи» (экологическое просвещение в семье). Здоровые и счастливые семьи справятся с проблемами сами. Большинство же современных семей «больны» и нуждаются в помощи: во-первых, им нужна поддержка образовательная (знания о создании и сохранении крепкой, счастливой семьи); во-вторых, своеобразное «лечение» семьи: социальная, психологическая, материальная помощь «болеющим» семьям.
Первый важный шаг в решении проблем семьи – повышение статуса семьи, родителей. Этого можно достичь через социально-значимые формы образования и средства массовых коммуникаций. Однако изучение общественного мнения, проводимое нами в течение многих лет, показало, что наибольшие надежды возлагаются людьми на создание Института Семьи. После обучения в таком Институте родители смогут получить важный из всех дипломов об образовании – ЗОЛОТОЙ ДИПЛОМ. Содержание и формы обучения в таком Институте должны быть особыми. Участвовать в создании Института Семьи смогут все желающие: опыт и знания любого человека, который бережет семью, будет бесценным сокровищем. В нашем проекте приняли участие все те, кто захотел взглянуть на путь своей семьи сердечно и целостно, рассказать о нем другим – устно или письменно, в книгах, стихах или просто в личной беседе.
Проект адресован всем кто любит и любим, а также тем, кто учится любить и хочет быть любимым.
В книге представлены темы и описаны формы занятий, показавшие свою эффективность в работе с родителями, педагогами, воспитателями. Девиз проекта: «Сотворчество семей – будущему планеты».
Участники проекта
Мы, участники проекта – психологи и педагоги, мамы, папы, бабушки и дедушки, дети всех возрастов, школьники и студенты – издаем книги, участвуем в экологических проектах, конкурсах; работаем в учреждениях разного типа с детьми и взрослыми, руководителями и старшеклассниками, выбирающими свой путь, педагогами и студентами… Здесь – наши вопросы и ответы: кто что и как может сделать, чтобы было как можно больше счастливых семей, а детских домов не было? Как поддержать семьи в кризисных ситуациях? Как помочь беззащитным: животным, природе, брошенным детям? Можно ли «усыновить» озеро? Реку? Взрослого? Группу молодых людей? Как сохранить гармонию в себе и своей семье? Как сохранить красоту природы, человеческих отношений, поступков, речи? Как сохранить доверие к людям и не быть обманутым? Где взять на все это силы? Средства? Как накапливать нежность и дарить любовь?
Так из мозаики опыта разных людей мы создаем все вместе проект «Институт Семьи».
Главная тема этой книги: экологическое просвещение в семье, помощь и поддержка в сохранении такой уязвимой и одновременно «сильной» и беззащитной (безответной) – прекрасной Природы. Возможно, это первый шаг к гармонии души, вечной любви, путь к сокровенному, созданию счастливой семьи на основе сотворчества, несказанной красоты, пробужденной совести.
- В 2011 году при поддержке моих друзей и коллег я участвовала в Конкурсе Историй (сайт ЭКОДЕЛО, Конкурс Историй). Представленная мною статья называлась «Красота в изгнании?!»
- 6 марта 2012 года мы получили грант на развитие проекта нашей общественной организации «Живое Озеро» от Фонда Глобал Грингрантс (США).
Эта финансовая поддержка дала нам возможность:
– подготовить к изданию книгу (альманах «Уроки Светописи», выпуск пятый «Ясная Книга. Время семьи в пространстве экологии», ее выход в свет планируется в январе 2013 года);
– провести несколько занятий с детьми и взрослыми по данной тематике;
– снять научно-популярный фильм о Лемболовском озере (надеемся, что фильм будет готов в ноябре 2012 года);
– расширить сайт «Живое Озеро» (теперь на сайте представлены темы, актуальные для «Института Семьи»).
Книга была уже подготовлена к печати. Наш рецензент, Тамара Николаевна, культуролог, искусствовед, ученый и педагог, очень обрадовала меня, ибо увидела суть проекта и достойно представила его читателям. Именно такой мелодии не хватало книге – межкультурных ассоциаций. Возникла необходимость «вписать» проект в общекультурный контекст, и мне представилась такая возможность: путешествие по Европе летом этого года, знакомство с решением экологических проблем в разных странах, традициями семьи помогли завершить книгу.
Оказалось, что взгляд с высоты