ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДОМ БЫТИЯ»

Тезисы «Образовательный проект «Дом Бытия»
опубликованы на сайте ЭКОДЕЛО

В течение 1989-2011 гг. творческим коллективом был создан проект «Дом Бытия», целями которого являются «воспитание Целостной Любви Целостного человека» (П.Сорокин), переориентация на сознание единства с миром «Все во мне и я во всем» (1-5), формирование нового практического мышления (5).

Отличительной особенностью проекта является со-творческая деятельность на разных этапах его создания: анализ проблем; формулирование ключевых направлений их решения; формирование образа, объединяющего участников разного возраста, пола, профессии, опыта; бережное преобразование ситуации.
Успешное осуществление проекта предполагает:
1. Глобальное мышление. «Думать глобально, действовать локально».
Наше многолетнее исследование показало, что существует «лестница восхождения» к целостному сознанию, отражающему ЕДИНСТВО природы и людей (1, 2). Осознав свою причастность к ЦЕЛОМУ, человек не станет губить себя и изменит отношение к своему дому бытия – Земле.
2. Доверие себе, жизни, другим людям, традиции. О перспективности данного направления обучения следует судить по результатам исследования, опубликованного в ж. «Управление качеством образования» (6). Обнадеживает, что утверждение «Нравственный закон внутри нас» верно для 80% современников (2). И этот богатейший ресурс преимущественного большинства современников ждёт открытия и признания официальной наукой.
3. Реалистический оптимизм. За последние годы в СПб решен ряд экологических проблем, тем не менее, в целом до сих пор деструктивные процессы преобладают над конструктивными. В связи с этим особо стоит вопрос о включении в группе и самом человеке внутренних ресурсов, активизации потенциала, УСКОРЯЮЩЕГО позитивные процессы.
В течение 8 лет нами осуществляется проект «Живое озеро» («Скорая помощь озеру, водоему, реке») в Ленобласти. Наше исследование показало: решение экологических проблем разного уровня у 80% людей вызывает положительный отклик, восхищение, благодарность и готовность к сотрудничеству. Тот факт, что значительное количество людей готовы возрождать здоровье и красоту природы – гарант позитивных экологических изменений. Наши исследования показали, что 90% молодых людей – искренние, 80% – щедрые; более 50% старшеклассников готовы участвовать в серьезных проектах и общественно значимой деятельности (2). В данном случае уместно говорить о «поколении best» (3).
4. Уравновешенность, устойчивость. Негативные чувства лишают энергии, замедляют принятие решения. Необходимо гармонизировать свое состояние, достигать катарсиса, предупреждать разрушительные ситуации и тенденции в группе, правильно проживать возникшие трудности («печаль моя светла»). Уравновешенность применительно к человеку – это баланс эмоций, применительно к сообществу людей – баланс интересов.
Такие чувства как отзывчивость, неравнодушие, пробужденность, «благоговение перед жизнью», любовь и надежда – поддерживают равновесие и гармонию в человеке, в группе. Атмосфера такого объединения дает возможность реально возвратить красоту в ситуации каждого дня в разных сферах деятельности; в отношениях между людьми, облегчает прохождение вместе самого сложного (непреодолимого одним) пути.
5. Экологичное слово. Если нет противодействия и противостояния в развитии, формируется культура поиска согласия и культура несогласия, ориентация на включение всех позиций, а не только большинства. Это дает возможность ускорения позитивных, созидательных процессов на всех уровнях.
6. Последовательность шагов, бережное преобразование. Начало изменения ситуации – создание группы поддержки, бескорыстно заинтересованной в решении проблемы; затем подготовка лидерской команды для работы в различных направлениях. Всего, как показывает опыт, достаточно 10-12 шагов для изменения ситуации (6). Создание таких групп позволяет максимально быстро подготовить руководителей, предупреждающих и ликвидирующих экстремальные ситуации (ЛПЛЭС).
В группу поддержки желательно включать общественные организации. Они – открыты, мобильны, эффективны.
7. Лидеры, способные решать задачи по предупреждению и ликвидации экстремальных ситуаций – это люди совестливые, доверяющие себе и жизни, уравновешенные, реалистичные, позитивные, умеющие слышать других людей, отстаивать свою точку зрения, а если надо, изменять ее; мыслящие одновременно глобально и конкретно; готовые к новому, терпеливые, имеющие вкус к работе в команде.
8. Сотворчество в атмосфере доверия и искренности дает возможность оптимально решать проблемы применительно к конкретному региону, образовательному учреждению. Скоординированная деятельность таких групп способна предупредить разрушительные тенденции, угрожающие природе, человеку, семье, обществу.
Вывод. Любые процессы развития соответствуют и отражают уровень сознания общества в целом и конкретного человека в частности. Устойчивость развития может быть обеспечена при осознании, что «все во мне и я во всем», а не отстраненностью – «все как-нибудь само устроится» и безответственностью, когда человек не видит последствий своих действий – не воспринимает ответа природы и человека.
Целостно ориентированное образование – залог устойчивого развития как человека и семьи, так и общества.
На данном этапе наша общественная организация «Живое озеро» реализует проект «Дом Бытия». Мы создаем Институт Семьи, первоочередная задача которого – экологическое просвещение через семью. Предлагаем Вас участвовать в нашем проекте (www.zhivoeozero.ru).

Литература:

1. Сальникова Н.Е. «Работа с детьми. Школа доверия», «Питер», 2003 (7 программ соответственно 7 основным проблемам современных детей, подростков и молодежи).
2. Уроки Светописи. Диалог. 17 шагов восхождения к психологической зрелости». Книга 1. ИД «Петрополис», 2006.
3. Уроки Светописи. Золотое слово», книга 2. ИД «Петрополис», 2007.
4. Уроки Светописи. Благодать сотворчества». Книга 3. ИД «Петрополис», 2008.
5. Уроки Светописи. Дом Бытия». Книга 4. ИД «Петрополис», 2010. Книга представлена на Экопортале СПБ http://www.infoeco.ru , на сайте www.zhivoeozero.ru
6. Сальникова Н.Е. - «Модель психологической службы «Экология человека» в современном образовательном учреждении». - Ж. «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. № 3, 2010 (effektiko.ru) 2009 г.
7. Сальникова Н.Е. Время семьи. Сайт www.zhivoeozero.ru.

автор: Н.Е.Сальникова