МАСТЕРСКАЯ «ГОРОД НЕВА»

Как мы дышим, так и пишем…
Б.Окуджава
Пейзаж русской Земли определяется пейзажем русской души
Н.Бердяев

Эти слова Н.Бердяева объединяют людей самых разных профессий:
• Т.П.Кудрявцеву, руководителя проекта «Береговой портрет Невы»*;

• участников проектов «Живое озеро» и «Институт Семьи».

Город Нева и река Санкт-Петербург Первое занятие мастерской «Нева» прошло при поддержке жизнерадостных и опытных людей, легких на подъем и очень глубоких (объединение «Маги Осени»). Перед началом занятий мы познакомились с одной из участниц: она легко согласилась спеть настроечную песню для мастерской:

Город Нева и река Санкт-Петербург

Первое занятие мастерской «Нева» прошло при поддержке жизнерадостных и опытных людей, легких на подъем и очень глубоких (объединение «Маги Осени»).

Перед началом занятий мы познакомились с одной из участниц: она легко согласилась спеть настроечную песню для мастерской:

От чистого истока в прекрасное далёко,

В прекрасное далёко я начинаю путь…

Речь идет не только о реке Неве, но и об истоках наших чувств и мыслей, надеждах, высоте звучания нашей жизни – об источниках вдохновения для души, для близких людей.

Эта песня как будто сама пришла в наш проект: я услышала ее в метро перед самой встречей с участниками мастерской. Исполнителями были скрипачи – девушка и юноша. Песня вызывала отклик у горожан: лица светлели, они подходили поблагодарить музыкантов, на глазах преображаясь из «печальных пассажиров» в «счастливых путешественников» по жизни.

Предложение одной из участниц писать не только о Неве, а включиться в другие «речные» экопроекты, в том числе международные, и определило название проекта «Город "Нева²». За 300 лет влияние культуры изменило реку, она стала направляющим центром города и горожане преобразили ее. И уже культура Санкт-Петербурга много десятилетий распространяется по России и другим странам, объединяя нас как река. Так появилось и второе название: «Река Санкт-Петербург».


В двух районах Санкт-Петербурга, в т.ч. у Муринского ручья (фото ручья), примерно 4 года назад появилось 35 павильонов. В этих павильонах продается вода из пос.Стеклянного, который расположен в районе Лемболовского озера. («Федеральная программа»).

– Как же так, когда-то в Неве водились осетры, а теперь… Купаться нельзя, пить воду нельзя…

– В Рыбацком – можно, люди пьют чистую воду из реки.

– И не надо кипятить?

– Да.

– Съезжу туда обязательно.

 

Этот павильон (на фото) установлен во дворе, где жила необыкновенная женщина: Елена Константиновна Суродеева (она умерла в 2004 году), эколог, биолог, автор трудов о науке будущего. Елена Константиновна поддерживала мою деятельность на Лемболовском озере.

Наверное, это один из лучших памятников Е.К.Суродеевой: артезианская вода из источника около озера, в очищении которого она принимала самое деятельное участие.

Кто и как изменит ситуацию в городе?

Река Санкт-Петербург

Я никогда не мог понять мысли, что лишь одна десятая доля людей должна получать высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться во мраке. Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все, когда-нибудь, образованы, очеловечены и счастливы.

Ф.М.Достоевский

Спустя 100 лет эти слова Ф.М.Достоевского по-прежнему актуальны. Если плохо человеку, то и природа тоже начинает это ощущать. Кто же может изменить ситуацию? Семья! Точнее – семьи, ощущающие: «все во мне и я во всем», готовые объединиться с другими людьми и семьями, чтобы изменить ситуацию к лучшему для растений и животных, человека и семьи.

Пришло время Семьи.

В четырёх выпусках альманаха «Уроки Светописи» (2006, 2007, 2008, 2010) мудрые студенты и педагоги обсудили самые значимые темы по экологии человека.

Людей, работавших над прошлыми выпусками, а также тех, кто размышляет над изданием новых книг Светописи, объединяют ключевые слова проекта: Любовь, Лад, Уклад, Кладезь, Мудрость, Обрег, Милосердие, Дружба. Проект продолжается, и появляются новые слова-родники: Любовь- и-Надежда, Доверие, Красота, Светопись, Стойкость…

Экологическими проблемами занимаются профессионалы, а также множество общественных организаций.

Новый подход никогда не помешает, не правда ли?

Приглашаем вас участвовать в нашей мастерской.

В результате сотворчества предполагается «Пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю, что…»:

  • фонтан идей по решению ситуаций (уже в ходе обсуждения мастерской с Т.П.Кудрявцевой возникли новые названия проекта: «Другая Река», «Главная Река нашей жизни»);

  • получение позитивного опыта – как в процессе выбора своей темы, так и ее реализации в эскизе, а также в процессе обмена опытом между участниками.

  • воплощение идей. Это камень преткновения для многих из нас, и этому вопросу в нашей мастерской уделено особое внимание. Если Россия среди генераторов идей находится в первой десятке, то по воплощению идей она входит в последнюю десятку.

  • Мы надеемся, что мастерская поможет воплотить вашу мечту: в семье, вашей педагогической деятельности, создании объединений с участием культурологов, экологов, психологов, педагогов, врачей, гомеопатов, диетологов…

Золотое правило в начале работы по проекту: НЕЛЬЗЯ критиковать.

Мастерская

Презентация помогла четче определить направление деятельности участников.

Первое задание.

Точку. Нам нужно свободно «пройти эту точку» – и там, в другом пространстве мы найдем ответы на наши вопросы. Все вместе найдем.

Второе задание. Гармония с собой и другими: 7 шагов.

1-й шаг. Готовимся отправиться в путешествие налегке: сложим свои проблемы в мешок.

2-й шаг путешествия: радость. Вспомнить самое радостное событие за последние дни, неделю, месяцы, год. Напишите: какое это событие, нарисуйте картину или обозначьте событие символически.

3-й шаг. Представьте: вы проходите по аллее из цветущих, благоухающих роз. Какие чувства и образы, мысли возникают?

4-й шаг. Единство с природой. Какие мысли возникают о природе…

5-й шаг. Вспомните картины в Русском музее, которые вам дороги…

6-й шаг. Вы в Светлой комнате. Высокие белые стены. Тишина… Какие мысли о жизни, планете самые важные? Без чего человек не может жить? Природа? Мы вместе? Напишите, нарисуйте.

7-й шаг. Заветное.. Что самое дорогое… О чем вы, может быть, никому не рассказывали, а сейчас вспомнили?

Заключение. Как вы назовете картину (образ) своего пути к гармонии с собой и миром?

 

Когда я пришла к заветному месту, я сочинила историю: «Чистая Правда». Точнее было бы сказать, что история сочинялась сама, озеро как будто отвечало на мои многолетние вопросы, «консультировало» меня.

Что рассказало озеро?

ЧИСТАЯ ПРАВДА

Старинная легенда

В давние времена люди знали один секрет. Они умели протирать воду. И она всегда была чистой. А мы ведь тоже состоим из воды на 70%, а дети – на 90%! И потому вся природа и люди были гармоничными, здоровыми. Чистыми были их мысли и речь, душа и тело. И звучала речь-реченька – как музыка.

Знала об этом секрете и Инезилья, что жила в Испании. Ведь в чистой воде информация не искажается, хранится долго и передается на многие мили. Люди знали все и обо всем, что было им нужно.

Но забыли люди со временем, как воду протирать. Само это выражение казалось странным. Наверное, это забывание началось, когда люди стали запирать двери. Если двери не запирать, то, вы понимаете, и ключи невозможно потерять. Потому что ключей нет. И все всегда знали, что им нужно делать в данный момент.

Но вот построили дома, закрыли двери на ключ – а ведь закон есть во Вселенной: «все во мне и я во всем», и сердце, душу они свою закрыли. На замок. А ключи, как водится, со временем потеряли. А сердце-то закрыли они от своих друзей. Вот и стали люди один за другим ключи терять-то. А как иначе? Стали постепенно забывать обо всем важном.

Но кое-что люди помнили. Помнили-знали, что все, что видели хоть раз, запоминают навсегда, только вот вспомнить не всегда удается.

Вот и стали люди вспоминать: как очищать, как протирать воду?

Животные тоже многое помнили, знали, какую травку съесть, если хворь их одолела. Но люди забыли язык животных. Прекрасные животные, сочувствуя людям, перешли жить в города и квартиры своих забывчивых людей, лечили их своей лаской и преданностью.

А еще все помнили КАМНИ. Люди даже почитали камни. Когда они строили из них дома, то самые уважаемые камни полагали в основание строения, надеясь, что эти камни помогут. Вспомнить. Из уважения к этим камням обращались так: «Краеугольный камень, пожалуйста…»

Со временем выражение «краеугольный камень» стало метафорой.

Вернем память о гармонии: начнем с выбора краеугольного камня для создания нашего мини-проекта на Неве…

(фото с «Невой»)

Третье задание. Пейзаж вашей души

Перед вами – Нева (голубая ткань...). Город Нева и река Петербург – лучшие накопления человечества (золотистый шарф) в Санкт-Петербурге на Неве (а есть еще Санкт-Петербург во Флориде!).

Мы создаем подарок горожанам «Красивая Нева» – «Город "Нева"»
(подлинный город, подлинная Нева).

Наверное, у каждого из нас была такая встреча с городом, когда мы видели его красоту, чувствовали: Санкт-Петербург – это самый загадочный и прекрасный город. «Сотри случайные черты…»

Город выглядит особенно прекрасным, когда мы сами счастливы и радостны. Мы можем запечатлеть Наш Прекрасный город в фотографиях и предлагаемых гостям и горожанам маршрутах по Неве. Проект этих маршрутов мы можем предложить в День Музеев разным музеям (музею воды, почвоведения и другим).

  • А может, мы пройдем флотилией по Неве?

1. Выберите из предложенных камней (фото, описание…) тот, что нравится вам. Положите его в основание вашего проекта в каком-либо месте у Невы или ее притока. Краеугольным камнем может быть и мысль, мечта, не обязательно камень.

Хорошо ли здесь? Помните романс «Здесь – хорошо…»? Детям хорошо? Людям серебряного возраста? Влюбленным?

2. Какую музыку вы, ваши друзья, гости разного возраста послушали бы в этом месте? Какая мелодия? Громкая мелодия или тихая? Инструменты? Хор?

3. Всем, кто любит город, природу, хочет сделать планету красивой и чистой для детей и любимых, предстоит посадить дерево. Какое оно?

4. Знания. Обратитесь по всем важным для вас вопросам к специалистам (Интернет, консультанты).

Например, я мечтаю, чтобы один из маршрутов по Неве был… с дельфинами. Консультант Т.П.Кудрявцева тактично отметила, что вообще-то дельфины живут в морской воде. Но, поскольку они очень умные существа, с ними можно договориться…

5. Скажите несколько ласковых слов Неве, Матушке Земле (пример…)

(Стихотворение «Нева» Т.П.Кудрявцевой), письмо будущим поколениям, послание своим внукам, детям о природе. Сформулировать Понятные Заповеди… Можно нарисовать какой-то знак, символизирующий ваше отношение к природе.

6. Как превратить гнев в любовь к тем, кто разрушил красоту города, природы (намусорил, сломал, выражается…)?

7. ИсЦЕЛение данного места. Мы создавали Мечту, а в реальности в данном месте мы видим картину подчас нерадостную. Что делать? Вы выбрали место, сонастроились с ним, «природнились». Теперь нужно 6 дней каждодневных забот об этом месте (о цветке, газоне, саде), и тогда там будет чисто и красиво. Не допускайте и мысли, что что-то негармоничное может случиться на этом участке.

Очень сложному, старинному, болеющему саду, дворцу, притоку реки

нужно 8 недель ежедневной заботы. А затем поддержка и забота от нескольких месяцев до 1–3 лет.

 

  • Участникам были показаны варианты проектов: «Россия Чехова, или вся Россия – наш сад», «Образы природы в архитектуре и искусстве» и др.

 

Далее готовим материалы: «Проекты участников»

автор Сальникова Н.Е.

___________

* Береговой портрет Невы. Краеведческие исследования природной школы «Остров» / Под ред.Кудрявцевой Т.П. – СПб: Тускарора, 2008.