читать книгу «Уроки Светописи. Дом Бытия» (ИД «Петрополис», 2010)
аннотация и оглавление (книги и диска):
АННОТАЦИЯ К КНИГЕ «УРОКИ СВЕТОПИСИ, ДОМ БЫТИЯ»
Глубочайшая философия обычно прячется в совершенно обыденных вещах, тех явлениях, которые мы считаем простыми и именно поэтому дающими простор воображению.
«Уроки Светописи» помогают ответить на многие неожиданные (но закономерные) философские вопросы. Эти книги — уроки, последовательно выводящие нас к другому, разумно-эстетическому восприятию огромного количества повседневных ситуаций и решений.
Четвертая книга альманаха, подводя некоторый итог изданным трём1, выводит идеи на новый виток спирали восприятия. За названием «Дом Бытия» для человечества кроется ноосфера, для каждого живущего — дом. И неважно, из камня он или из мысли, шалаш ли это или вилла. Это может быть обычный дом или Dome — дворец, храм — этого человека.
Помножьте количество значений самого слова «дом» на число интерпретаций — и выйдет астрономическое число, из которого всё же можно отобрать главные единицы, десятки, сотни. А самые светлые и самые важные (в их числе экологические, музыкальные, исторические и многие другие аспекты) представлены здесь.
Если вы не нашли ещё свой Дом Бытия, попробуйте прочитать книгу. Быть может, вы увидите его направление. А вдруг он сам вас ищет?!
Сергей Осипов
1 Издательский проект «Уроки Светописи» стартовал в 2006 году.
Первая книга «Психологическая зрелость», вторая «Золотое слово», третья «Благодать сотворчества» изданы в ИД «Петрополис» в 2006, 2007, 2008 годах соответственно.
5
PREFACE
The deepest philosophy is usually hidden in quite ordinary things. The things we consider simple.
Our literary miscellanies help you answer various unexpected, but still naturally determined philosophical questions.
These books are like lessons, consequently leading you to a different, sensible, esthetic perception of the whole scope of everyday situations and decisions.
Behind the name of the book — The House of Being — the whole anthroposphere is hidden, and also a home for every living person.
It does not matter whether this home is made of stone or of thought, whether it is a hut or a mansion. It may be an ordinary house, or a palace, or a temple of that person.
If you multiply the number of meanings of the word “home” by the number of their interpretations, you’ll get an astronomical figure, from which the most principal units, tens and hundreds can be selected.
And here, in this book, you will find the brightest and the most important aspects, such as ecological, musical, historical and other ones.
All our authors’ works demonstrate the fundamental themes and problems when creating the educational system to protect any human and the world around.
If a person understands and accepts the beauty of the world around him, it will be easier for him to find beauty in himself, and to find his place in the world.
Making the world better, you create a better Yourself; making yourself better — you gradually perfect the world.
So, in our book, you will find the practical experience of people of different ages, who create oases of beauty and harmony in their schools, near rivers and lakes, beside their houses both in Saint Petersburg and in other cities and towns of Russia.
Перевод М. В. Хабаровой
ОГЛАВЛЕНИЕ
Анонс. Сергей Осипов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4–6
Перевод на английском языке. М. В. Хабарова
Перевод на французском языке. Ася Розина
Оглавление . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. 7
ПРЕДИСЛОВИЕ . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . . 14
«Слушай, жизнь, я люблю тебя …» Н. Е. Сальникова
Название книги. Название предисловия. Наконец-то (проблемы
и главы). Как и зачем создаются наши книги (альманахи «Уроки
Светописи»)? Все мечты сбываются. Если ты срубил дерево —
посади два! Штраф за мусор? Правило ОПУНЦии. . .. . .. . .. . 15–19
Путь светописи. А. Николаевских . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Рождение «Дома Бытия». Елена Кулагина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Как создавали образ Дома Бытия на занятиях по арт-терапии
педагоги и психологи. Н. Е. Сальникова, Е. Кулагина. . . . . . . . . . . . . . . . . 28
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. НАЧАЛО . . .. . .. . .. . .. . .. . .. .. . .. . .. . .. . .. . . 31
СОВЕСТЬ. Сергей Осипов . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . . 32
Глава 1. Как, когда и где начался проект ≪Живое озеро≫? Н. Е. Сальникова
Больше, чем романс. День Закладки Летнего Сада продолжается
и в этом году. Мы познакомились с Екатериной, купаясь в
Лемболовском озере. Ответственность за мысли. Почему я
занимаюсь экологическими проектами? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34–39
Глава 2. Всегда есть выбор. Н. Е. Сальникова . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 40
Пленник Екатерингофа. Сергей Осипов . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 40
Глава 3. Все начинается с детства. Ольга Фабричева
Учиться с радостью. Эффект сотворчества. . . . . . . . . . . . . . . . .46–52
Волшебное озеро. Серёжа Фабричев. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 52
Березка. Серёжа Фабричев. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Дорогу осилит идущий. Т. М. Муртазина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Что для меня значит быть учителем? Т. М. Муртазина
Так чему мы учим детей? Как быть? Что делать? . . . . . . . . . . . 56–57
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СТУДЕНТЫ. МИР ВОКРУГ.. .. 58
Городская культура. Сияющий го род.
Н. Е. Сальникова. . .. . .. . .. . . 59
Глава 1. Место и время. Е. М. Хапова . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 60
Глава 2. Дебют. Ярослав Мирошкин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Одинокий дуб. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Деревня. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . . 63
Весеннее счастье. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . . . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 63
Весенний рассвет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Алый солнечный закат…. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Это уже легенда! Н. Е. Сальникова. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 65
Глава 3. Россия Чехова, или ВСЯ РОССИЯ — НАШ САД . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Пролог. Ж. О. Андреева . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . . . . .. . .. . .. . 65
Россия Чехова, или ВСЯ РОССИЯ — НАШ САД.
К. Глушенкова, Ж. О. Андреева . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . . 66
О себе. № 31. Вольный перевод Уолта Уитмена. Рита Гафи. . . . . . . . . . . . . 70
Время от времени… Н. Е. Сальникова . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . . . . .. . .. . .. . . 71
Глава 4. В ≪Зелёный час≫. Н. А. Чубатый. . .. . .. . .. . .. . .. .. .. . .. . .. . .. . .. . .. 72
Подарки. Н. Е. Сальникова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОЛЛЕДЖА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
На мног их уроках можно получить информацию
о эколог ии… Н. Е. Сальникова. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . . 78
Глава 1. Проект и описание педагогической
мастерской ≪В начале…≫. Н. В. Румянцева . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 78
Глава 2. Наука и искусство. Уроки экологии. Е. Ю. Шорохова, Ю. Шорохова
Задание студентам. Использование дополнительного
материала на уроках естествознания и экологии . . . . . . . . . . . . . . 85
Глава 3. Уроки естествознания. О. Н. Шольницкая. . .. . .. . ... .. . .. . .. . .. . .. . 96
Глава 4. Методика развития речи. Е. В. Харлова . . .. . .. . .. . ... .. . .. . .. . .. . .. 98
Глава 5. Методическая разработка игры ≪МАТЭКО≫.
Математика против курения! Т. О. Мартусевич . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. 102
Глава 6. Творчество. Сценарий к социальному ролику
≪Убирать мусор — это модно!≫ В. Флерова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 108
Глава 7. Здоровье человека. Л. А.Токарева. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . . .. . .. . 112
Я и мой колледж. Марина Коннова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Акция в Лемболово 9 мая 2010 года. Н. Е. Сальникова . . .. . .. . .. . . . .. . 115
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. СЕМЬЯ ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ?
Н. Е. Сальникова, Елена Кулагина при участии
Анны Якимчук, Е. А. Ивановой. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. 116
Тема ≪Семья≫. Н. Е. Сальникова. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . . 117
Глава 1. Первая печать: диалог. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Глава 2. Вторая печать: доверие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .120
Глава 3. Третья печать: дружба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Глава 4. Четвертая печать: позитивные сценарии жизни . . . . . . . . . . . . 122
Глава 5. Пятая печать: ≪возрастание в любви≫ . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . . .. . 125
Главы 6 и 7. Шестая печать. Нравственные ценности.
Седьмая печать. Творчество. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 130
Как Молчун изменил имя. Сказка. И. Чирковской. . .. . .. . .. . .. . .. . . . . .. . 134
Глава 8. Дебют. Сергей Осипов . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . . . 134
Колыбельная . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 134
Когда уйдёт от нас удача…. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 134
Бесшумно листая страницы…. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
ЧАСТЬ ПЯТАЯ. УРОКИ СВЕТОПИСИ
Найти творческое состояние и управлять им. Н. Е. Сальникова . 136
Глава 1. Чувства. Н. Е. Сальникова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Глава 2. Точка отсчета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Творчество как путь к здоровью души. Кулагина Елена . . .. . .. . .. . .. . .. 138
Одна плохая привычка, общая для всех людей. Н. Е. Сальникова . . .. . 143
Марина. Другой язык: возрождение. Интервью у М. Гончаровой взяла Н. Е. Сальникова. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 144
Глава 3. Интонация. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 146
Пожалуй, самое главное — интонация… Н. Е. Сальникова. . . . . . . . . . . . 146
Дом моего детства. Е. В Харлова.. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 146
Это Волшебное Лемболовское Озеро! Анастасия Грушина . . .. . .. . .. . 148
Голубое озеро (сказка). Е. В. Харлова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Экология души. Оля Тулинова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Удивительный городок. Оля Можаева. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . . . . 152
Глава 4. Знание . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . . . .. . .. . .. . .. . .. .. 153
Нужно очень много знать современному горожанину,
чтобы не навредить живому. Н. Е. Сальникова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Предисловие к исследовательской работе старшеклассников
биоэкологической лаборатории
ДТЮ «Васильевский остров». Н. А. Захарова. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. 154
К вопросу об орнитологической обстановке на приаэродромной
территории аэропорта Пулково. Егорова Анастасия, Ананьева
Ксения, Семенова Александра, Ильиных Виктория, Камагин Александр,
Левинский Антон, Шишокина Лидия.
Научные руководители: Н. А. Захарова, В. Н. Егоров. . .. . .. . .. . .. . .. . 157
Изучение кариотипа равноногих раков Jaera albifrons sp.
Белого моря. Каменцева Римма, Щеглова Карина.
Научные руководители: Н. А. Захарова, З. М. Магомедова . . . . . . . . . . 161
Другой масштаб диагностики: психологическая атмосфера,
в которой взрослеет человек. Н. Е. Сальникова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Как быстро определить потенциал группы и учесть траекторию ее
становления? Экспресс-тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
«Динамический самоанализ».
Н. Е. Сальникова, И. Грезнева, Мария Кишко. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Раки на службе… Н. Е. Сальникова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Глава 5. Образ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
На пути к созданию Образа. Н. Е. Сальникова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Дзинь. Н. А. Улитчева . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 166
Дождевые капельки. Н. А. Улитчева. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. 166
Роса. Н. А. Улитчева . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. 167
Хоровод — круговорот. Н. А. Улитчева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Звезда. Влада Смердова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Слономышка и волшебный доктор. Егор Гуревич. . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. 170
Глава 6. Формулируем проблемы и… . . .. . .. . .. . .. .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. 171
Эйнштейна спросили… Н. Е. Сальникова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Очень люблю помогать людям. Ольга С. . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . . . . 171
Люди старшего поколения. Н. Е. Сальникова. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. 174
Нинка. Н. А. Улитчева. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 174
Мудрость зрелости. И. Б.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Мир изобилен. Как получить заработанные деньги? Н. Е. Сальникова. 176
Вышивальщица. Н. Е. Сальникова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
«Красота — в изгнании!»?! Н. Е. Сальникова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Глава 7. Воплощение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Анна Николаевна. Н. Е. Сальникова. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 180
Два проекта. Анна Николаевна Смердова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Как появляются хорошие читатели и писатели. Н. Е. Сальникова . . . 182
Егоркины рассказы. Егор Федоров
Предисловие. Как я ездил в музей железнодорожного транспорта.
Егоркины морские рассказы. Вкусная сказка. Егоркины морские
истории. Лето . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183–190
Проект Н. В. Ясновой и ее коллег. Н. Е. Сальникова. . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Времена не выбирают. Н. В. Яснова. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . . . . .. . 191
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
≪ИСТОКИ БЫТИЯ≫ АНДРЕЯ НИКОЛАЕВСКИХ. . . .. 193
Нетрадиционн ые идеи. Н. Е. Сальникова . . . . .. . . . . . . . . 194
Глаголица. А. Николаевских. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 194
Знаки Глаголических Рун. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. ПОДАРКИ. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. 209
Жизнь — это подарок… Н. Е. Сальникова . . .. . . .. . .. . .. . .. . .. 210
ВАМ, ДЛЯ ДУШИ И ПРЕКРАСНОГО НАСТРОЕНИЯ. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . 210
Проснись, Человек! Нина Михеева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
Ранней зорькою, рассветной. Петр Журбенко. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 213
ВСЕМ-ВСЕМ: ГДЕ МОЖНО ОТДОХНУТЬ, ЧТО СТОИТ ПОЧИТАТЬ . .. . . . 214
Прогулка. Н. Е. Сальникова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
Рассказ о любви. Предваряя написанное…
/К рассказу В. Домничева «О первой любви»/ Н. В. Румянцева . . . . . . . 214
О первой любви. В. Домничев. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
«Мне очень понравилось…» Катя Павлова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
РОДИТЕЛЯМ — УМНАЯ НЕДИДАКТИЧЕСКАЯ СКАЗКА. . . . . . . . . . . . . . . . 221
Сказка про Аку-Буку-Барабаку. Елена Иванова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Как мы сажали дубки с детьми. Л. А. Сальникова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
ПОДАРОК ВСЕМ ТЕМ, КТО ЛЮБИТ ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК, МУЗЫКУ,
ПЕСНИ. На уроках французского в педколледже № 2. . . . . . . . . . . . . . . 225
ПОДАРОК — КНИГА. И ЭТА КНИГА — «ДОМ БЫТИЯ» . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Свежесть мысли…. Н. Е. Сальникова . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Клен. Юля Лебедева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Тает в руках воздух… Юля Лебедева . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. 228
Начало апреля… Юля Лебедева. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 229
Сценарий «Живой рисунок». Н. Г. Смердов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Идея для «ролика» на экологическую тему. Н. Г. Смердов . . .. . .. . .. . .. . 230
Идея: «Фотографии в семейный альбом». О. Н. Смердова . . . . . . . . . . . . 230
Сценарий праздника
«Последний звонок. Семь цветов радуги». Н. А. Чубатый . . .. . .. . .. 231
ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ВАША ГЛАГОЛИЦА. .. . .. . .. . .. . .. . .. 237
Как же воплотить экологический
проект? Н. Е. Сальникова. . .. . 238
Материалы для стендов, постеров, рекламы. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. 238
Скорая помощь водоему, озеру, поляне.
Методические материалы. Н. Е. Сальникова . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. 239
Походные заповеди (Заповеди Природы).
Методические материалы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
Идея: «Фотографии в семейный альбом». О. Н. Смердова. . . . . . . . . . . . 241
Не то, что мните вы, природа… Ф. Тютчев. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Письмо матушке Земле. Методические материалы. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 243
Убирать мусор — это… В. Флерова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
Всегда будет чисто, если… Н. Е. Сальникова. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. 244
Алгоритм очищения загрязненной местности. Н. Е. Сальникова. . . . 244
Пять лет понадобилось… Н. Е. Сальникова, А. Якимчук. . . . . . . . . . . . . . . 244
Если человек… Н. А. Чубатый. . . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . 245
Деловые письма. Методические материалы. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . . 245
Информационный выпуск № 5. Новости в Лемболово. Время
перевариванивания природой различных предметов.
Н. Е. Сальникова. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. . .. 245
Беседа с администрацией, подготовка заявки на грант,
участие в конкурсе. Н. Е. Сальникова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
Публикации в газетах и журналах. Час пик. Н. Е. Сальникова. . .. . .. . .. 255
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ≪ДОМ БЫТИЯ≫.. . 258
Зачем писать об эколог ии? Н. Е.Сальникова. . . . . . 258
А какой в этом смысл? Е. М. Кулагина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Сама собой писалась эта книга… О. А. Фабричева . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 262
Озеро питает множество родников… Н. Е. Сальникова. . . . . . . . . . . . . . 262
Новая рубрика об Авторах . . .. . .. . .. .. . .. . .. . .. . .. . .. 265
ДИСК. Оглавление :
1-я папка. Педколледж №2
Деревья
Босенко Оксана и Виноградова Наташа — вишня
Федоровская Вика — белый тополь
Глушенкова Кристина — рябина
Даргис Инга — ива
Зимина Алена — черемуха
Злыгостева Наталья и Яцук Татьяна — тополь
О главление 13
Латкова Света, Лядащева Юлия — береза
Липовецкая Юлия, Калитина Татьяна, Виситова Александра — сосна
Попцова Виктория, Трофимова Екатерина — ясень
Никитина В. Г. Песни на уроках французского.
Катя Гребенкина. Конкурс «Культурное наследие СПб» (победитель
конкурса).
Якимчук Анна. Математика против курения.
Калитина Татьяна, Нестерова Ася, Шевлюга Дарина, Попова И. В.
«Бесконечная красота».
Евгений Сыстеров. Презентация о месте, рядом с которым расположен
педагогический колледж № 2. Полюстрово, СПб.
2-я папка. Биоэкологическая лаборатория детско-юношеского
Центра ≪Васильевский остров≫.
Егорова Анастасия, Семенова Александра, Ананьева Ксения, Ильиных
Виктория, Камагин Александр, Левинский Антон, Шишокина Ксения,
руководитель Н. А. Захарова. «Орнитологическая обстановка
приаэродромной территории в Пулково» (СПб).
3-я папка. Посадки
Остановка «Велотрек» СПб,
Лемболово (Лен. обл),
ПК№2 (ул. Замшина, 17),
Поэтический бульвар (СПб, пр. Луначарского).
4-я папка. Образы из Детства
Рябина, посаженная родителями 50 лет назад. Н. Е. Сальникова
Сказки Пушкина А. С. Н. Е. Сальникова
Мир глазами детей в рисунках. Кулагина Е.
5-я папка. Прогулки по городу
Весна. Ольга Фабричева
Парк. Ольга Фабричева
Время цвести. Ольга Фабричева
6-я папка. Коллективное творчество
Видеопрезентация 8 рАрт-терапия. Дом бытия».
7-я папка. Сказка.
«Слономышка и волшебный доктор». Егор Гуревич.
Фотографии
Обложка
Об авторах