Длительность проекта: VII 2004 – IX 2012 г.г.

ОСНОВНАЯ СТРАТЕГИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА И СОТВОРЧЕСТВА С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ.

 

Сотрудничество предполагает доброжелательное взаимодействие, благодарность за любую помощь, ответы на все волнующие отдыхающих вопросы, личностная помощь (в том числе психологические консультации участников, помощь в решении вопросов воспитания) и исключает назидательность, жесткое взаимодействие.

Психологическая поддержка. Важно снять напряжение, агрессию, убедить, что решение может быть очень простым; важно участие каждого отдыхающего, специалиста, чиновника, проявление активной жизненной позиции взрослых людей необходимо для воспитания ответственности и любви к Родине, Земле у молодого поколения, побудить хоть немного помочь в осуществлении нашего проекта.

Экология человека. Важным шагом к сотрудничеству является понимание необходимости защиты человека от самого себя (своей же деятельности), осознание катастрофичности сложившейся ситуации, необходимости срочно изменять ее.

Психологическая зрелость. Многие современные взрослые люди не стали Взрослыми, они не достигли психологической зрелости, остаются инфантильными. Экологическое сознание – один из важных критериев психологической зрелости (Подробнее см. кн. «Уроки Светописи», кн.1 и 2, ИД, «Петрополис», 2006 и 2007).

Сотворчество. Результат сотворчества – метанойя: изменение личностной позиции, определение своих возможностей в сложившейся социокультурной ситуации, принятие ответственности за происходящее на себя, содействие в решении возникающих проблем, поиск новых технологий, решений, предложение идей.

Мы предлагаем «усыновить» озеро, полянку, сад около жома и присматривать за ним. Заботиться о нем всей семьей, с друзьями.

Поколение best. Изменение представления о современной молодежи у взрослых и у самих молодых людей. В большинстве своем это открытые, жизнерадостные, любящие природу и Родину подростки и молодые люди (Сергей Ачильдиев, газета «Невское время», 9 июня, 2007).

ГЛАВНЫЙ МЕХАНИЗМ – ПОГРУЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ В СИТУАЦИЮ СОТВОРЧЕСТВА:

1) Быть здесь-и-сейчас. Совместный анализ проблем содержательных (в том числе научные исследования по проблемам экологии) и организационных (кто и за что отвечает, как конкретно каждый отдыхающий может изменить ситуацию и т.д.). Сегодня и сейчас каждый может чуть-чуть изменить ситуацию, помочь озеру и друг другу, как участники проекта, так и отдыхающие - очистить озеро от мусора, создать такой дизайн, образовательно-воспитательные программы чтобы не нужно было убирать мусор.

2) Новая практическая философия. Современный человек очень устал, в какой-то степени оказался вне культуры (в том числе снижается бытовая культура), возникли новые виды мусора, которые нельзя сжигать, торговые точки не принимают бутылки, мусоросборников нет.

Необходимо думать на уровне местной организации (и страны) о принципиально новых способах переработки отходов и создании экологичной упаковки для продаваемых продуктов. В этой ситуации люди склонны снимать напряжение агрессивно, в том числе бить бутылки, бросать мусор (назло всем). Привычная реакция на агрессию большинства отдыхающих - раздражение и агрессия - дадут только негативный результат – агрессию (люди опять намусорят). Поэтому убирать «агрессивные бутылки и бумажки» нужно спокойно, сочувствуя Земле, очищая сначала себя, а затем окружающую среду.

Главное – переход от рассуждений к деланию, быть неравнодушным к происходящему рядом тобой, быть ответственным за экологическую ситуацию, помочь себе и своим близким самому, другим людям, планете, человечеству.

3) Просветительская работа с отдыхающими. Подготовлены материалы - ответы на вопросы отдыхающих и жителей Лемболовского озера (стихи, обращения, газета «Новости в Лемболово», информационные материалы об озере и проекте «Живое озеро»).

Отдыхающим предлагались: тексты со стихами, написанные участницей проекта Ириной Богдановской; а также стихотворение о природе Елизаветы Финн; информационные листки: «Лето – это маленькая жизнь», подготовленные экологами Ломоносовского района и доработанные нами; «Походные заповеди», написанные студентами педагогического колледжа № 2; проводились мини-концерты (Алла Нирк и другие участники проекта); дети и их родители слушали сказки и легенды об озере, подготовленные Н.Е.Сальниковой.

Отдыхающие знакомились: 1) с историей работы по проекту «Живое озеро», его целями, задачами, выполненной работой, идеями, трудностями, организациями, поддерживающими работу инициативной группы, причинами бездействия окружающих взрослых в сложившейся ситуации; 2) с информацией о воде, озерах с точки зрения современной науки (Масару Эмото «Тайные послания воды» и др.); 3) с предлагаемым нами алгоритмом очистки загрязненных пляжей у озер и рек.

Создан видеоряд-летопись работы на озере (несколько фотографий и видеоряд на дискете прилагается).

4) Зеленый Час. Нами проводилась не уборка территории, а Зеленый Час. Включение в деятельность, изменение подхода к решению проблем – новая философия - это не уборка мусора, а включение в познавательно-образовательную деятельность больших слоев населения, формирование осознанного желания не вредить, не загрязнять озеро (тогда не нужно будет его очищать), себя. Содержанием Зеленого Часа были беседа, легенды об озере, обращение за помощью и совместная дизайнерская работа по созданию такого пространства на побережье, чтобы хотелось поддержать красоту, не хотелось мусорить.

5) Распространение опыта.

Участие и выступление на

- семинарах и конференциях по вопросам экологии Ленинграда и Ленинградской области: в 2005 г. в Географическом обществе и в Академии Наук, в 2007 г. в Академии постдипломного образования (Сальникова Н.Е.);

- на «Радио Мария» в мае 2005 г. (Сальникова Н.Е.),

- публикация статьи «Живое озеро» в книге «Уроки Светописи», ИД «Петрополис, 2007, книга 2 (Сальникова Н.Е.):

- Письмо матушке Земле (написано студентами педколледжа № 2, рук.Пруссакова Н.А.),

- Проект «Родники» (часть 1 – для детей 4–5 лет, проведен с детьми), (Сальникова Л.А., под рук. Сальниковой Н.Е.);

- «Хочу рассказать…» (Текст и стихи И.Богдановской).

6) Расширение деятельности.

Претензии жителей Лемболово. Вы так хорошо убираете, что к нам в этом году приехало отдыхать больше людей, чем в прошлом году. Нам не нужно столько посетителей.

Выход: ОДНОВРЕМЕННО провести очистку Ленбласти по следующему алгоритму

1. ПЕРВИЧНАЯ ОЧИСТКА.

Военные в перчатках, в маске со специальным оборудованием собирают мусор в мешки или контейнеры. Мусор сразу же вывозится в соответствующие места. Для военных – баня и витамины.

2. ПОДДЕРЖАНИЕ ЧИСТОТЫ.

Плотные мешки (из-под сахара) или прозрачные для разного мусора развешиваются на пляжах и меняются по мере необходимости специалистами (люди с благодарностью бросают мусор именно в большие белые мешки), спецмашины раз в неделю вывозят.

3. ПРОСВЕЩЕНИЕ.

Проживающие вдоль берега озера, залива, «зеленые» и все желающие

(1) проводят просветительскую работу.

(2) создают дизайн территории – так ее благоустраивают, что людям не хочется бросать мусор.

(3) ИНФОРМАЦИЯ во всех магазинах, вокзалах, электричках, метро, постерах в Санкт-Петербурге, по телевидению и радио по теме.

4. УТИЛИЗАЦИЯ отходов за счет предприятий, выпускающих соответствующе напитки и при поддержке местных властей.

5. ШТРАФОВАТЬ организации и торговые точки (за отсутствие мусоросборников на пляжах, невывезенный мусор).

6. ПРОВЕСТИ ПРАЗДНИК ЧИСТОТЫ:

а. на воздушном шаре перевозить мусор к мусоросборникам или

б. провести акцию на лошадях: раздавать информационные листки, мешки, перчатки – «Зеленый Час!» (некоторые люди берут мешки и собирают мусор), памятные сувениры тем, кто поучаствовал в акции Зеленый Час, в том числе участникам помощи озеру в течение 5 лет (даже участвовавшим 1 раз – подарить рассаду, кусты жасмина, кедры и др.

7. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ.

Исследование. Выяснить, кто же преподает природоведение, экологию в детских садах и начальных школах – очень часто это люди, не пытавшиеся посадить ни одно дерево или цветок около своего образовательного учреждения, в своем классе. Мы говорим сегодня о профессионализме как о компетентности – об умении реализовать то, что знаешь.

Не поэтому ли у учителей начальной школы предмет природоведение не стоит на первом, втором и даже третьем месте? А что говорить о детях?

8. Разработать ПРОЕКТ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ» (наука и искусство о природе, взаимодействии с ней, на всех на всех этапах образовательного процесса, подготовка преподавателей) – разработка проекта возможна совместно с педагогическим колледжем № 2 и Всеволожским районом.

9. Провести КОНКУРС творческих работ детей и взрослых (в разных номанациях).

10. ПРОВЕСТИ МАСТЕРСКИЕ ДЛЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЭКОЛОГОВ ОБЛАСТИ по вопросам создания экологически чистого пространства.

11. ПУБЛИКАЦИИ. ИНФОРМИРОВАНИЕ О ПОИСКАХ И РЕШЕНИЯХ:

(1) печатать материалы в местных, районных, городских газетах, по местному телевидению,

(2) создать сайт (см. проект «Внимание: Живое озеро» - далее).

(3) Ориентироваться на создание ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАНАЛА (для детей и взрослых)

(4) Издание книги по экологии человека (с участием педагогов и студентов педагогического колледжа № 2. – Альманах , 4-я книга «Уроки Светописи». «Экология человека».

12. ПОДДЕРЖКА всех «усыновителей» озер, городских скверов.

13. СОЗДАНИЕ программы «КРЕАТИВНОСТЬ» для решение экологических проблем, поиск принципиально новых путей.

1) В дальнейшем предполагается распространение опыта, создание дочерних организаций, консультирование по наиболее трудным глобальным вопросам со специалистами (нетрадиционные способы утилизации мусора, выпуск экологичной упаковки), образовательные программы, подготовка специалистов, участие в создании новых образовательных программ и другие пути расширения деятельности, создание «Мини-Ботанических садов» в городе, публикации.

2) Необходимо создание и постоянная работа Зеленого Патруля, цель которого – просветительская работа, взаимодействие с местным самоуправлением. К работе следует привлекать молодежь, работа должна оплачиваться из бюджета.

3) Создание сайта, обмен информацией помогут накапливать опыт сотрудничества с разными организациями, решать нестандартные ситуации.

4) Курирование, личное участие Н.Е.Сальниковой на всех трех этапах работы:

1. «Ориентация на сотрудничество» (этап на стадии завершения)

2. Сотрудничество. Расширение количества участников, создание установки, освоение и принятие ими отношения «усыновления», расширение поля деятельности (педагогический колледж № 2, обмен информационными материалами с другими участниками экологической деятельности)

3. Сотворчество с участниками группы (создание сценариев праздников, осуществление мини-проектов, например, построение часовни у Малого Золотого пляжа на Светлой Горе).

4. Привлечение к дизайн-экологической деятельности образовательной деятельности разного типа.

5. В перспективе – совершенствование методики преподавания экологии в детских садах, школах, колледжах, вузах ( в том числе практическая дизайн-экологическая деятельность).

6. Создание Банка идей и воплощение его в практике по решению сложных вопросов экологии с участием молодежи (сделать проект самоокупаемым).