автор: Н.Вознесенская
Когда мне было 15 лет, я уже знала, что буду учителем. Спустя 35 лет я все-таки им стала. Благословенный 1992-1993 учебный год.
Что бы ни происходило вокруг неутешительного, бóльшей радости для меня, чем сотворять радость с другими и во имя других – нет. В связи с чем мне (классному руководителю) был адресован стих:
Словами выражу едва ли
Все то, что хочется сказать…
Чужое горе и печали
Взвалила на себя, как мать.
Незаурядное призванье!
И пусть кому-то не понять,
Что в радость превращать страданье
И есть земная благодать.
Речь пойдет о детях, которые по разным причинам с напряжением окончили начальную школу (1-3 кл.). Понятно было, что предстоящий 5 класс для них будет мукой. Что сделать, чтобы дети поверили в себя? Это не их вина, что кто-то из взрослых решил, что все дети в зависимости от возраста должны за одно и то же время обязательно усвоить (неважно, какой ценой) узаконенный взрослыми объем знаний.
Ниже приведу высказывания известных и неизвестных людей – высказывания, которыми можно охарактеризовать атмосферу в классе, созданную нами для реабилитации детей в их собственных глазах.
– Лучшее в человеке развивается признанием его достоинств и поощрением.
– Осторожно, дети!
– Любимым учителем может быть только учитель любящий.
– Надо остерегаться смешивать «хороший» с «удобным»… Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен: последовательно, шаг за шагом, стремятся усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований.
– Разумная требовательность и справедливость – вот норма поведения учителя.
– Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый, чуждый им человек.
– В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.
– Честность воспитывается только честностью, мужество – мужеством.
– Мудрость воспитания – в терпении, в умении не торопить, не подстегивать рост души, доверяя и доверяясь ребенку.
Дети постепенно «оттаивали», поверив, что есть взрослые, которые хотят им добра не на словах, а на деле. Им стало интересно ходить в класс. А уж с какой виртуозностью работали учителя, чтобы научить «своему предмету» (по облегченной программе), этому я счастливый свидетель, поскольку присутствовала на каждом уроке. Сидя на последней парте, я частенько обливалась слезами, видя мощь и преданность коллег своему делу – учить детей…
Нам повезло. Через дорогу – парк «Сосновка». Уроки физкультуры – на природе. Дети всегда радуются возможности «выплеснуть» себя, соединившись таким способом с неосознаваемой ими энергией Матушки-Земли. Вот тут-то и было кстати обратить их внимание на живую красоту, которую надо оберегать, чтобы жизнь продолжалась. Все сказанное не формальности ради, а искренне, дети впитывают. В этом я убедилась, когда мы ездили в пригород в Токсово – на искусственный водоем. Развели костерок, понаслаждались процессом и зрелищем. Уходя, привели место в «первозданное» состояние. Радость непринужденного общения, осознание своей значимости в данной ситуации «изливались» из детей… Была ранняя осень, теплый день перетек в светлый вечер. Едва уговорила детей ехать домой (тогда мобильных телефонов не было). Напитавшись простором и волей, это уже были не дети, а ангелы.
Жить в Петербурге и не почувствовать квинтэссенцию города – Неву, это не для нас. По случаю, нам предложили катер для двухчасовой прогулки! Мальчишки даже порулили, не говоря об острых ощущениях скорости, ветра, красоты бурлящей воды и глади перспективы. Достаточно увидеть и ощутить, чтобы понять – потерять это нельзя. Через эмоциональное восприятие дети получили ОБРАЗ того, что необходимо беречь.
Окончание 9-го класса мы ознаменовали поездкой в Петродворец. Выезд на природу – самое любимое времяпрепровождение детей. Душа радовалась, наблюдая их самостоятельность, важность, инициативность. В их поведении чувствовалось почтение к первозданной и рукотворной красоте вокруг. Где былая неуверенность?
Дети научились дружелюбно общаться. Они с искренним уважением говорили об учителях, которые заслуженно и навсегда останутся в их душах.
Спустя годы, на наших встречах они благодарили нас, взрослых, за любовь, которую получили. «Нас никто так никогда больше не любил» – их вердикт.
Теперь это 30-летние мужчины и женщины. Они нашли свое место в жизни. У них свои дети. А для меня они так и остались «моими детьми».
Завершу гимн сотворчеству словесными портретами некоторых моих дорогих коллег – участников «освободительного» движения от пут неверия в себя нашего будущего – детей.
Я вновь судьбу благодарю,
Что шлет мне в окруженье
Людей талантливых таких
… до головокруженья.
Чей тихий норов так могуч,
Что, разгоняя стаи туч,
Несет свободу и покой
Душе, не сладившей с собой?
(Н.Е.)
Кто лучезарно чист и ясен,
И лик его всегда прекрасен,
Будь то работой занята,
Или на отдыхе она.
(М.А.)
Чей темперамент и азарт,
Чья артистичность и талант
Так восхищают и манят,
И как о многом говорят!
(Л.В.)
Кто покоряет дивной статью?
Как будто вышит ровной гладью
Узор Души ее большой,
Всегда пленяющей собой.
(И.В.)
Кто, защищаясь безыскусно,
В душе раним? И даже грустно,
Что не нашлось пока творца
С ключом от этого ларца.
(Н.А.)
Чей мягкий взор пытлив и нежен?
И почему все реже, реже
Дарит природа нам людей
Высоких дум, благих идей?
(Н.Б.)
Чей чудный слог всегда цветист?
Как будто камень аметист
Манит души его покой,
Питая светом. Он – такой!
(А.М.)
Кому щедрот не занимать,
Кто может искренне принять
Совет, успехи тех коллег,
С кем духом спаян он навек?
(А.А.)
Чей добрый гений безотказно
Срабатывает четко, властно?
И ситуация тогда
Вновь «обретает удила»…
(Л.С.)