ГИМН СОТВОРЧЕСТВУ детей и взрослых (1992-97 гг.)

автор: Н.Вознесенская

Когда мне было 15 лет, я уже знала, что буду учителем. Спустя 35 лет я все-таки им стала. Благословенный 1992-1993 учебный год.

   Что бы ни происходило вокруг неутешительного, бóльшей радости для меня, чем сотворять радость с другими и во имя других – нет. В связи с чем мне (классному руководителю) был адресован стих:

Словами выражу едва ли

Все то, что хочется сказать…

Чужое горе и печали

Взвалила на себя, как мать.

Незаурядное призванье!

И пусть кому-то не понять,

Что в радость превращать страданье

И есть земная благодать.

Речь пойдет о детях, которые по разным причинам с напряжением окончили начальную школу (1-3 кл.). Понятно было, что предстоящий 5 класс для них будет мукой. Что сделать, чтобы дети поверили в себя? Это не их вина, что кто-то из взрослых решил, что все дети в зависимости от возраста должны за одно и то же время обязательно усвоить (неважно, какой ценой) узаконенный взрослыми объем знаний.

Ниже приведу высказывания известных и неизвестных людей – высказывания, которыми можно охарактеризовать атмосферу в классе, созданную нами для реабилитации детей в их собственных глазах.

– Лучшее в человеке развивается признанием его достоинств и поощрением.

– Осторожно, дети!

– Любимым учителем может быть только учитель любящий.

– Надо остерегаться смешивать «хороший» с «удобным»… Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен: последовательно, шаг за шагом, стремятся усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований.

– Разумная требовательность и справедливость – вот норма поведения учителя.

– Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый, чуждый им человек.

– В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.

– Честность воспитывается только честностью, мужество – мужеством.

– Мудрость воспитания – в терпении, в умении не торопить, не подстегивать рост души, доверяя и доверяясь ребенку.

 

Дети постепенно «оттаивали», поверив, что есть взрослые, которые хотят им добра не на словах, а на деле. Им стало интересно ходить в класс. А уж с какой виртуозностью работали учителя, чтобы научить «своему предмету» (по облегченной программе), этому я счастливый свидетель, поскольку присутствовала на каждом уроке. Сидя на последней парте, я частенько обливалась слезами, видя мощь и преданность коллег своему делу – учить детей…

Нам повезло. Через дорогу – парк «Сосновка». Уроки физкультуры – на природе. Дети всегда радуются возможности «выплеснуть» себя, соединившись таким способом с неосознаваемой ими энергией Матушки-Земли. Вот тут-то и было кстати обратить их внимание на живую красоту, которую надо оберегать, чтобы жизнь продолжалась. Все сказанное не формальности ради, а искренне, дети впитывают. В этом я убедилась, когда мы ездили в пригород в Токсово – на искусственный водоем. Развели костерок, понаслаждались процессом и зрелищем. Уходя, привели место в «первозданное» состояние. Радость непринужденного общения, осознание своей значимости в данной ситуации «изливались» из детей… Была ранняя осень, теплый день перетек в светлый вечер. Едва уговорила детей ехать домой (тогда мобильных телефонов не было). Напитавшись простором и волей, это уже были не дети, а ангелы.

Жить в Петербурге и не почувствовать квинтэссенцию города – Неву, это не для нас. По случаю, нам предложили катер для двухчасовой прогулки! Мальчишки даже порулили, не говоря об острых ощущениях скорости, ветра, красоты бурлящей воды и глади перспективы. Достаточно увидеть и ощутить, чтобы понять – потерять это нельзя. Через эмоциональное восприятие дети получили ОБРАЗ того, что необходимо беречь.

Окончание 9-го класса мы ознаменовали поездкой в Петродворец. Выезд на природу – самое любимое времяпрепровождение детей. Душа радовалась, наблюдая их самостоятельность, важность, инициативность. В их поведении чувствовалось почтение к первозданной и рукотворной красоте вокруг. Где былая неуверенность?

Дети научились дружелюбно общаться. Они с искренним уважением говорили об учителях, которые заслуженно и навсегда останутся в их душах.

Спустя годы, на наших встречах они благодарили нас, взрослых, за любовь, которую получили. «Нас никто так никогда больше не любил» – их вердикт.

Теперь это 30-летние мужчины и женщины. Они нашли свое место в жизни. У них свои дети. А для меня они так и остались «моими детьми».

Завершу гимн сотворчеству словесными портретами некоторых моих дорогих коллег – участников «освободительного» движения от пут неверия в себя нашего будущего – детей.

 

Я вновь судьбу благодарю,

Что шлет мне в окруженье

Людей талантливых таких

до головокруженья.

 

Чей тихий норов так могуч,

Что, разгоняя стаи туч,

Несет свободу и покой

Душе, не сладившей с собой?

(Н.Е.)

 

Кто лучезарно чист и ясен,

И лик его всегда прекрасен,

Будь то работой занята,

Или на отдыхе она.

(М.А.)

 

Чей темперамент и азарт,

Чья артистичность и талант

Так восхищают и манят,

И как о многом говорят!

(Л.В.)

 

Кто покоряет дивной статью?

Как будто вышит ровной гладью

Узор Души ее большой,

Всегда пленяющей собой.

(И.В.)

 

Кто, защищаясь безыскусно,

В душе раним? И даже грустно,

Что не нашлось пока творца

С ключом от этого ларца.

(Н.А.)

 

Чей мягкий взор пытлив и нежен?

И почему все реже, реже

Дарит природа нам людей

Высоких дум, благих идей?

(Н.Б.)

 

Чей чудный слог всегда цветист?

Как будто камень аметист

Манит души его покой,

Питая светом. Он – такой!

(А.М.)

 

Кому щедрот не занимать,

Кто может искренне принять

Совет, успехи тех коллег,

С кем духом спаян он навек?

(А.А.)

 

Чей добрый гений безотказно

Срабатывает четко, властно?

И ситуация тогда

Вновь «обретает удила»…

(Л.С.)