Публикация в книге "Уроки светописи"
книга 2, ("Золотое слово"), "Петрополис", 2007
Под общей редакцией Н.Е.Сальниковой, М.В.Кондрашовой
Книга адресована старшеклассникам, родителям, педагогам и психологам, научным сотрудникам, социологам, руководителям образовательных учреждений, классным руководителям, журналистам
Фрагмент одной из глав Возможна ли гармония между человеком и природой?
Студенты посмотрели видеофильм «Permakultur in Alpinen Regionen der Krameterhof» о том как «фермер выращивает овощи и фрукты без удобрений и использования транспорта», «при использовании этой системы нет понятия «сорняк» и «вредители», «растения в 40 – 50 разных сортов сажают вместе на одном участке земли», «растения растут везде и все».
Им понравилась: «идея с тепловыми ловушками: я раньше знала, что камни аккумулируют тепло, но что их можно использовать как обогрев для растений…», «меня поразило, как долго фермер занимается своим садом! Вот так смотришь и думаешь, что это место очень похоже на рай!..»
«Этот фильм, тот способ ведения хозяйства, который был нам показан, удивил меня. Хозяйство уникально, оно построено на принципе гармонии с природой. Современное состояние экологии в мире катастрофично. Земли истощаются, и нужно находить новые способы, чтобы получать выгоду, одновременно с этим не нарушая окружающую среду. Скорее всего, человечество вынуждено будет перейти к такой форме хозяйства».
Стас Орловский, 3 курс
«Мне очень понравился этот фильм. Он удивляет и открывает глаза. Этот мужчина так умело использует все доступные ресурсы природы: если подумать, мы сами губим природу, а пермакультура настолько проста, что не надо особых физических усилий, нагрузок, не надо материальных затрат».
Вероника Епифанова, 3 курс
«Меня восхитили действия этого мудрого мужчины. Он понял, что растения будут произрастать гораздо лучше в своей первозданной природе. Они живут во взаимодействии, в постоянной гармонии друг с другом, что так близко к идеалу и практически им является. И это прекрасно!»
(без подписи) 3 курс
«Мне понравилось отношение землевладельца к природе. Он и его жена обрабатывают землю уже много лет, чтобы воссоздать естественную среду обитания растений и животных во взаимодействии с людьми. И их старания увенчались успехом. Все продумано в его владениях, и с него берут пример другие землевладельцы, они даже хотят объединиться и работать над пермакультурой вместе; все в его владениях взаимосвязано и работает отлично и четко».
Даниил Мустаев, 3 курс
«Фильм произвел на меня неизгладимое впечатление. Я могу сделать вывод, что люди умеют не только сохранять хорошее состояние природы, но улучшают его, не нанося вреда».
Екатерина Семенова, 3 курс
Все отзывы начинаются с позитивной мысли! Мысль проявляется в слове, действиях, поступках, творениях человека.
Как гармонизировать мысли? Первый шаг – избегать негативных суждений! (Самое опасное из этих негативных суждений: «Это невозможно»).
Фрагменты главы 6
ОТВЕТственное слово
На Земле в последние десятилетия страдает все живое: растения, животные, дети и взрослые
(из лекции профессора)
Греки совершили открытие, величайшее из когда-либо совершенных человеком: они открыли могущество разума.
М.Клайн
Ответственный 1) Облеченный правами и обязанностями в осуществлении какой-то деятельности, руководстве делами. 2) О человеке: с высоко развитым чувством долга, ревниво относящийся к своим обязанностям.
Толковый словарь русского языка СПб, «Виктория», 2005
Начало для взлета – боль о человечестве.
Дума о спасении человечества обжигает, ненужные мысли и чувства сгорают в сострадании, переплавляясь. Открываются Очи Сердца, и ты видишь, что мир уже спасен. Ты в круг вошел. Путь новый восхождения в тебе, ты в круге жизнь творящих.
Ты сделал сияющий выбор и открываешь в себе неведомые возможности
Н.Е.Сальникова из кн. «Человек звучащий»
«Судьба нации принципиально не отличается от судьбы человека. Если человек приходит в мир со свободной волей, может выбирать сам свою судьбу, может стать на сторону добра или зла, сам отвечает за себя и сам судит себя за свой выбор, обрекая на чрезвычайные страдания или на счастье признания – нет, не собой, а Высшим Судьей своей причастности к добру (я намеренно выбираю осторожные выражения, ибо никто не знает точно, как происходит этот суд), то и любая нация точно так же отвечает за свою судьбу. И не надо ни на кого сваливать вину за свою «несчастность» – ни на коварных соседей или завоевателей, ни на случайности, ибо и случайности далеко не случайны, но не потому, что существует какая-то «судьба», рок или миссия, а в силу того, что у случайностей есть конкретные причины.
Одна из основных причин многих «случайностей» – национальный характер русских. Он далеко не един. В нем скрещиваются не только разные черты, но и черты в едином «регистре»: религиозность с крайним безбожием, бескорыстие со скопидомством, практицизм с полной беспомощностью перед внешними обстоятельствами, гостеприимство с человеконенавистничеством, национальное самооплевывание с шовинизмом, неумение воевать с внезапно проявляющимися великолепными чертами боевой стойкости…
…Совершенно правы те, кто говорит о склонности русских к крайностям во всем. Причины этого требуют особого разговора…
…Несчастье русских – в их легковерии…
…Это не легкомыслие, отнюдь нет. Русские часто сами смеются над собственным легковерием: все делаем на авось и небось, надеемся, что «кривая вывезет». Эти словечки и выражения, отлично характеризующие типично русское поведение даже в критических ситуациях, не переводимы ни на один язык. Тут вовсе не проявление легкомыслия в практических вопросах, так его толковать нельзя, – это вера в судьбу в форме недоверия к себе и вера в свою предназначенность…
…Драма русского легковерия усугубляется и тем, что русский ум отнюдь не связан с повседневными заботами, он стремится осмыслить историю и свою жизнь, все происходящее в мире в самом глубоком смысле. Русский крестьянин, сидя на завалинке своего дома, рассуждает с друзьями о политике и русской судьбе – судьбе России. Это обычное явление, а не исключение!
….Нам самим надо отвечать за наше нынешнее положение, мы в ответе перед временем и не должны сваливать все на своих достойных всяческого уважения и почитания предков, но при этом, конечно, должны учитывать тяжелые последствия коммунистической диктатуры…
…Мы свободны – и именно поэтому ответственны…
…Если мы сохраним нашу культуру и все то, что способствует ее развитию, – библиотеки, музеи, архивы, школы, университеты, периодику (особенно типичные для России «толстые» журналы), если сохраним неиспорченным наш богатейший язык, литературу, музыкальное образование, научные институты, то мы, безусловно, будем занимать одно из ведущих мест на Севере Европы и Азии… (стр.45-46) (Д.С.Лихачев. Раздумья о России», 2006, с.43).
Ответственность и осознанность: в первом слове акцент на действии, во втором – на понимании, предвидении, ощущении глубинной взаимосвязанности всего живого. Человек, мыслью-словом творящий окружающий мир, отвечает за тех, кто не умеет слово за себя молвить, за более слабых, бессловесных: растения, животных, детей и за все, что развивается, раскрывая свой потенциал. В период становления все живое нуждается в особенном внимании и заботе, в том числе дети и молодежь, пожилые люди и старики.
…………………………………………………………………………………
ОТВЕТственность ЗА ПРИРОДУ
Вокруг тебя…
Природа, природа, как ты хороша
Печально и грустно играет душа –
Играет с тобой в твои звучные песни,
И мир хорошеет, и всё интересней!
Кузнецова Наташа, 3 курс
Матушка Земля
Природа – это Мать всего живого,
Владычица красивых и живых,
Природа – это очень, очень много
Изящных линий и простых кривых.
Природа – это бездна, без которой
Не проживу, пожалуй, даже дня.
Природа – это воздух жизни новой
И с лучшей стороны душа моя.
Кузнецова Наташа, 3 курс
Письмо матушке Земле
Я тебя люблю, Земля! Я у себя во дворе посажу какое-нибудь растение. Я не буду засорять окружающую среду. Я не буду обижать братьев наших меньших. Буду контролировать своих родственников, друзей и знакомых. Я сделаю все возможное ради тебя. Погибнешь ты – погибнем мы. Одних моих усилий мало, и хотелось бы, чтобы общество тоже задумалось о том, что оставит будущим поколениям, что будет дальше с тобой. Будь с нами! Будь здорова!
(без подписи)
Уважаемая Земля! Низко кланяюсь тебе за то, что ты есть, а значит, и я. Ты даришь нам несметные богатства своей щедрой рукой. Мы радуемся твоей красоте, ты даришь нам жизнь. Тебя по праву называют Матушкой Землей. И как настоящая мать, ты любишь нас, согреваешь теплом яркого солнца.
Я обещаю тебе, Земля моя, что буду заботиться о тебе, беречь и любить тебя, как настоящая дочь Земли.
Оберегать тебя от различного родя неприятностей. Ты только верь в меня! Я постараюсь не подвести тебя и приумножить твои богатства.
Евдокия Ухлова, 1 курс
………………………………………………………..
Живое озеро
Я спросила современную девушку, которая увлекается компьютерными играми, Интернетом, знает современную музыку, следует современной моде и не любит, когда вмешиваются в ее дела:
– Как ты думаешь, озеро – живое?
– Конечно, живое.
– Тогда с ним можно поговорить, почувствовать, что оно хочет...
– Наверное… Не знаю…
– Я поговорила с ним, и оно кое о чем меня попросило.
– О чем же? – спросила она, желая и одновременно не желая продолжить разговор. Все же ей было любопытно.
– Оно ответило, что ему тяжело дышать. Я сама не понимала, в чем дело, как ему может быть тяжело дышать, пока не убрала мусор. 15 мешков мусора по 50 литров я носила на свалку. Я была в перчатках, работала вечером, когда было прохладно и никто не мешал. Я так устала (мусор пришлось носить за километр, да еще часть пути в горку), что не могла уснуть почти всю ночь. И это не весь мусор – я убрала только половину пляжа – на большее не хватило ни мешков, ни сил.
То чувство радости, которое я пережила, освободив озеро, было до небес. Такое ощущение было, что все кругом радовалось, и озеро тоже. Ты веришь, что озеро может радоваться?
– Конечно, может. Мне кажется, что очень просто решить эту проблему. Нужно, чтобы каждый человек убирал сам за собой. Ведь они приедут сюда опять – будут отдыхать среди мусора.
– Тем не менее, ты видишь, – мы шли по дороге со станции и проходили к Большому пляжу, на котором никто не убирал, и мусор был, казалось везде, около всех кустов – мешки, бутылки стеклянные и полиэтиленовые… – эти люди приезжают на машинах – приезжают часто – в хорошую погоду машин около 50 – мусор на машине увести легко – однако посмотри, твое простое решение не кажется им простым.
– Проше всего поставить урны и организовать вывоз мусора.
– Мусор и в лесу, и на других озерах – в Кавголово, например, гора мусора. Думаешь, они не любят природу? Любят. Приехали студенты на озеро отдыхать: «Я на природе!» – воскликнул один из них и закурил. В руке у него была бутылка с пивом.
Первые занятия у озера
Первые занятия стали сами собой организовываться, как только я составила программу занятий (о ней несколько позже).
Первые 4 молодых человека встретились мне в тот день, когда я стала убирать пляж. Они изумились, увидев меня, и тихо растаяли за деревьями.
Моими соседями по даче несколько дней были молодые люди – две молодые пары. Они умели всему радоваться, с ними было хорошо – никто не ругался, не ссорился. Смех женщины был похож на ручеек звенящий… Но вот у крыльца появились окурки от сигарет. Увидев, что и женщина курит, – они сидели рядком на крыльце и наслаждались природой, покуривая, – я рассказала им о том, как убирала мусор, что самое неприятное убирать окурки… Они убрали окурки, заодно осколки стекол и битых кирпичей и еще подарили мне огурцы со своей дачи…
Была прекрасная погода, и мы с большой собакой – помесь лайки и овчарки, похожей на волка, пошли на пляж. Рой охранял меня по собственной инициативе. На берегу озера отдыхала компания молодых людей – девушка и 4 юноши. Двое спали, один юноша пил пиво и нецензурно очень воинственно выкрикивал какие-то фразы, разговаривая сам с собой, а потом с двумя юношами, подплывавшими к берегу на лодке.
Мы с Роем устроились вдалеке от компании – Рой занял наблюдательную позицию вдалеке, за моей спиной. Минут через 10 пришли 10–14-летние подростки – 4 девушки и юноша. Они весело обсуждали что-то, решали – купаться или не купаться, поглощенные только друг другом. Но вот они услышали брань, и разговор их смолк. Они были в нерешительности – как быть дальше – уйти или остаться. Я поговорила со старшей девушкой, посоветовала им уйти подальше от шумной компании. Объясняла, что я психолог, что мне стыдно за этих молодых людей, сказала, что я поговорю с девушкой из шумной компании, только с ней есть смысл разговаривать, а пока она спит. Девушка с пониманием и облегченно кивнула, компания подростков ушла в сторону, и я долго слышала их смех, перемежавшийся паузами…
Но вот проснулась девушка-из-шумной-компании, я предложила ей поговорить.
– О чем разговаривать, – напряженно спросила она.
– Как вас зовут?
– Таня.
– Я, Н.Е., психолог, – она облегченно кивнула: «Такое впечатление, что психологи постоянно разговаривают в самых неожиданных местах с отдыхающими».
– Хорошо, что вы приехали сюда отдохнуть. Здесь особенное место, вы действительно хорошо отдохнете. Видели ли Вы фильм о воде – его показывали по телевизору: оказывается, вода запоминает всю информацию – меняет свою структуру – прекрасные узоры появляются, когда звучит классическая музыка, уродливые, когда звучит тяжелый рок, мат. Мы же все состоим из воды. И озеро запоминает, и человек. А девушки с рождения имеют весь все будущие яйцеклетки – возможных детей. Негативная информация, нецензурные выражения могут повлиять на них, дети могут родиться не такими здоровыми и красивыми, как могли бы. Здесь отдыхает много людей, в том числе подростки. Только что я попросила уйти их подальше, но озеро, пляж – общие. К тому же – здесь чисто в отличие от другой части пляжа – я убрала и для вас, отдыхайте.
Я волновалась, не знаю почему. Девушка подошла к своим друзьям, поговорила с ними. А у меня очень сильно заболела голова.
Реакция молодых людей была долгой, разной и бурной.
– Имеют право на тишину…
– Мат – это же русская культурная речь? – недоумевал один искренне.
А один юноша воспринял информацию явно агрессивно – он громко интересовался, кусается ли собака… «А то бы я ей (мне) показал…!» А Рой, чувствуя ситуацию, лег между мной и компанией, как бы отвечая на риторический вопрос юноши, и тот примолк. Разговор в компании то затихал, то опять они возвращались к обсуждению моей просьбы. Девушка молчала.
И вдруг… один из молодых людей начал петь! Я не слышала этой песни раньше.
Проснулась душа!? Это пение было счастливым, радостным, свободным. Еще один молодой человек стал подпевать другу. Что-то изменилось в атмосфере, стало легче дышать. Но напряженная ситуация еще оставалось, один юноша время от времени вставлял нецензурные выражения в деловой и ставший вдруг четким разговор. Но его никто не поддержал.
На пляж пришли папа и его взрослая красивая дочь. Они обсуждали предстоящую поездку всей семьей с мамой в отпуск.
На другой день я увидела, что веселая компания не оставила после себя почти никакого мусора – одна полиэтиленовая бутылка из-под пива и две веревочки для сушки вещей между деревьями напоминали о недавних гостях.
Н.Е.Сальникова
…………………………………………………..
Экология человека: сохранение человека и природы
Воспитывать ответственность за слабых и беззащитных следует уже с детского сада. Одна из программ работы с современными детьми обычного детского сада приводится ниже.
Проект «Родники» (часть 1 – для детей 4–5 лет)
В детстве я очень любила всякую живность, от червяков до собак, и одним из лучших подарков мне была маленькая жаба. За последние несколько лет я видела, как благоустраивают наш двор сами жильцы, и мне тоже захотелось сделать такой уголок красоты, захотелось, чтобы было чисто и уютно как в своем дворе, так и на отдыхе у озера или любимой речки. Вместе с тремя жителями нашего дома на субботнике вот уже вторую весну мы очищали газон рядом с детской площадкой от мусора и поставили у скамеек урны. Взрослых просить убирать за собой трудно, и даже если они не правы, редко кто тихо соглашается, к сожалению. Я подумала – а как же быть? Как сделать так, чтобы было чище и легче дышалось? Можно начинать обучение экологическим правилам с совсем юного возраста – дошкольного. Ведь дети – как родники, несут понимание и знание в свою большую жизнь – реку или океан. И если ребята будут твердо уверены, что мусор в реки и озера бросать нельзя (его ведь не так сложно забрать с собой), что не стоит мыть машину в озере, портить красоту природы, мучить и убивать пауков, червяков, потому что все они для чего-то нужны, да и наблюдать за ними куда интереснее, – то они смогут поделиться своими выводами с другими детьми и родителями. Так появилась программа «Родники».
Программ по экологии для детей, приходящих в детские сады, множество. Я постаралась сделать дополнение к общей программе по экологии в группе д/c (4–5 лет) темой воды. Ведь водой покрыто 70% суши, люди, животные и растения больше чем наполовину состоят из воды. И жить без нее мы не можем. Вода может самоочищаться только от некоторых загрязнений – продуктов гниения органических веществ, растворенных газов и минеральных веществ, взвешенного твердого материала. Если же нечистот в воду попадает много, страдают все жители водоема, и в такой воде даже купаться становится опасно, не то, что пить.
К сожалению, некоторые программы по экологии создаются как для взрослых – рациональные, без сказок, рисунков, и с обязательным присутствием всей группы, хотят дети того или нет.
Начало занятий. Сначала было проведено знакомство с детьми и наблюдение за их игровой деятельностью. Я разговаривала с ними, играя. Но не со всеми удалось установить контакт только через игру. С одной девочкой мы заговорили только через полгода (!) нашего знакомства. Я составила эмоциональный портрет каждого ребенка, и с помощью двух психологов подобрала коррекционные занятия для некоторых из них («Золотое крыльцо», различные раскраски, сочинение небольших историй, игра «Родственники», «Цирк»). Игры в «Ручеек», «Раз, два, три – замри», «Путаницу» – для детей были трудны или неинтересны.
По рисункам и поведению детей психологи советовали, мне как лучше общаться с тем или иным ребенком, как сделать так, чтобы в процессе совместной работы никто никому не мешал. Конечно, сложных ситуаций было много, и часто я не знала, что делать. Наверное, главное – это настрой самого себя. Дети чувствуют, что ты рад встрече с ними, спокоен.
Параллельно с коррекционными занятиями давались и творческие задания. Детям оказалось очень тяжело рассказать о том, что у них нарисовано, сочинить небольшую историю. Рисовать самим тоже трудно – часто они говорили «я не умею», «у меня не получится», «я не знаю». Но на предложение делать что-то вместе, на мою помощь с радостью соглашались. На улице мы пели песенки и водили хоровод, бегали и рассматривали ручьи, лужи и редких насекомых. Песню про доброго жука («Встаньте дети, встаньте в круг…») запомнили быстро, а такие песни, как «Ёжик резиновый», «Крылатые качели», «Где водятся волшебники», были неизвестны детям, хотя слушали они с удовольствием. Знакомство и корреционно-развивающие занятия длились полгода.
На прогулках я старалась понять, кто из детей как относится к природе – кто-то ломал ветки, кто-то собирал улиток в карман, ловил червяков и жуков. А в группе дети выбирали понравившиеся вещи из коробочки – ракушки, большие раковины, камушки, веточки, шишки, желуди. Даже мальчишки, которые интересовались только машинками, с радостью прикладывали раковину к уху, слушали, как она «шумит», и разглядывали камни. Даже задавали вопросы «почему там никого нет?», «кто там жил и куда делся?», «почему раковина шумит?», «почему у этой две створки, а у этой нет?».
После проведения диагностики я приступила к занятиям с детьми.
Морж (главный персонаж всей программы) пригласил детей к себе на озеро, мы собрались, мальчики везли нас на машинах, а родители рассказывали что-то очень интересное. Морж (мягкая игрушка) детям очень понравился, они гладили его, передавали друг другу. Мы сочинили про него небольшую историю, о его семье и характере. А о детях он очень много знал, потому что ему о них рассказывали капельки воды перед сном (тут получилась полусказка о круговороте воды в природе).
Первое занятие. «Озеро». Проводилось в 2 этапа (по 15-20 минут). Хотелось, чтобы дети узнали, кто живет в озере и около него, как эти существа связаны с водой.
Трудности: много внимания пришлось уделить взаимоотношениям в группе. Дети не умеют (или не хотят?) просить другого что-то не делать или дать.
На большой лист ватмана мы приклеили «озеро» (неровный овал из синего вельвета), деревья (из зеленого вельвета), траву, бумажных птиц, водоросли, рыб, стрекоз и др. Кто-то рисовал мелками и карандашами ручей, впадающий в озеро, кто-то – цветы и деревья, кто-то раскрашивал насекомых. Между делом мы сочиняли историю, как мы отдыхаем, кто играет со стрекозами, купается. Я задавала вопрос, можно ли помыть наши машины в озере (один мальчик сказал что да, можно, но остальные несколько человек начали бурно возражать и убедили его, что это неправильно). Спрашивала и о пауках, и о том, можно ли жечь сухую траву, кидать мусор в воду, и почему так нельзя. Моржа мы «грели на камне» (дети складывали руки в центр стола одну на другую – это был «камень», а сверху сидел Морж). Я загадывала загадки о воде, ручьях и пр. (загадки детям очень нравятся). Мы нарисовали и цветочную полянку для моржа (красками), ведь у него на берегу моря не растут цветы и деревья, а ему так этого хочется.
Второе занятие. «Деревья». (10-15 минут) Морж рассказывает, что ему снился сон, что у него есть своя полянка, а там растут разные деревья, а одно из них – волшебное! Оно цветет круглый год разными цветами и отвечает на все-все вопросы. К нему можно прислонится, задать вопрос, и через некоторое время дерево тебе ответит. И он очень хотел побывать на этой полянке не во сне. Только что же там посадить? Морж знает очень много о камнях, о морских жителях-рыбах, осьминогах, плавает вместе с дельфинами и летучей рыбкой, ему поют песни птицы, но деревьев у него нет. И тут морж говорит, что, наверное, дети знают о деревьях очень много. Дети отвечают, какие деревья у них любимые (я смотрю, какие деревья они знают), и что мы посадим на полянку к Моржу. Предлагаю загадки о разных деревьях, показывая листок (за неимением гербария вырезала из бумаги). Потом листики раскрашивали. Загадывали загадки мне (все, которые знали, а не только о природе). Мы поговорили о том, что же нужно дереву для быстрого роста (вода, солнышко, добрые руки), и какая бывает вода (грязная – чистая, теплая – холодная, вкусная – невкусная, прозрачная – мутная, быстрая – медленная, сильная – слабая), и что дереву приятнее. Потом я добавила, что сегодня мы пойдем сажать дубы (у меня были с собой проросшие желуди в горшочках). Дети очень обрадовались и, кроме одного мальчика (который ломал ветки деревьев осенью), пошли сажать желуди, укрыв их листьями, чтобы заморозки им не повредили.
Третье занятие. «Дерево ответов». (15 минут) Задумавшись над тем, что дети почти не задают вопросов, хотя во всех статьях по возрастной психологии возраст 4–7 лет значится как «возраст почемучек», я решила посмотреть, как и что будут спрашивать дети у волшебного дерева. Из листа ватмана я заранее вырезала дерево. Ствол одни дети раскрашивали и рисовали на нем букашек, бабочек, дупло с неизвестным животным. Другие – рисовали цветы в кроне, ведь дерево цветет круглый год разными цветами. Я рассказывала, что это дерево мы посадим на полянке у озера, и морж когда захочет, будет приходить туда за ответами на многие свои вопросы. «Что бы спросили у этого необычного дерева вы?» – спрашивала я. Как ни странно, почти все отвечали, что ничего не хотят знать, им это не нужно. Тогда я предлагала свои вопросы. Например «почему солнце светит?» (одна девочка ответила – потому, что это приятно и оно желтое), «зачем рыбам вода?», «чтобы мы делали без дождя?» и др., на какие-то вопросы дети пытались ответить, на другие мы отвечали вместе.
Четвертое занятие. «Бал». Морж благодарит детей за красивое озеро и такое цветущее дерево. Говорит, что на полянке у него чисто – все, кто туда приходят, убирают за собой, поливают цветы, посаженные добрыми людьми. И приглашает их к себе в гости на весенний бал. В морском дворце, на дне моря, раз в год собираются все обитатели морей, рек и ручейков отпраздновать наступление весны. Я рассказываю, как мы туда добираемся, что видим по дороге. Что-то дополняют сами дети. Нас несут дельфины, приглашенные моржом. И вот, недолго побыв в этом удивительном месте, мы приплываем домой. Предлагаю нарисовать увиденное. Или дворец, или рыбку, или что-то еще. Если сложно рисовать карандашами, предлагаю акварель и влажный лист бумаги (цветовые пятна). Почти все дети рисовали дельфинов, у многих детей они были полосатыми (радужные цвета). На улице мы занимались посадкой цветов семенами и рассадой в клумбы. Детям очень понравилось сажать, они говорили, что потом расскажут мамам и папам, что они сажали, и покажут обязательно.
Те дети, которые в начале занятий ломали ветки и негативно относились к живому, стали мягче, и, хоть сажать и не стали, но смотрели на сам процесс посадки с интересом. Мне же эти занятия дали заряд бодрости, много положительных эмоций, которых не передать словами. Ведь всегда занятия с детьми приносят радость, будят воображение. Ты сам как будто погружаешься в детство – наверное, этого многим не хватает сейчас.
Люба Сальникова
……………………………………………………………………….
ПСИХОЛОГ
(Н.Е.Сальникова)
ОТВЕТственность за себя: гармония с собой
Природа и человек – высшие творения, созданные по законам гармонии (один из них – золотое сечение, см. предыдущую главу). Гармония и сотворчество между ними возможны, если человек умеет гармонизировать себя. Самый простой путь – классическая музыка, многие произведения искусства. Сегодня мы говорим о терапии искусством! Оказывается, человек не может без гармоничного, классического искусства стать творческим, радостным.
…………………….
«Тот, кто отделяет себя от природы, отделяет себя от себя самого»
Окружающая среда влияет на реализацию потенциала человека. Исследования психологов показывают, что увиденное ребенком в детстве может на всю жизнь оставить неизгладимый след в его душе.
Окружающая среда всё больше загрязняется: появляются несанкционированные свалки в лесопарковой зоне, отравляющие вещества, бытовой мусор. Мусорят в основном сами отдыхающие городские жители. Люди привыкают к такому положению вещей.
Природа – самый совершенный и утонченный источник и образец гармонии и красоты – перестает быть таковым. Следствием этой тенденции могут быть непредсказуемые разрушительные воздействия на самого человека и социум.
Экологи говорят об особом направлении работы – видеоэкологии.
Всестороннее развитие человека возможно только в особом образом организованной, обогащенной среде. Создание и реализация проекта «Сойка i…» (дизайн пространства, помощь природе) – один из путей сохранения гармонии в себе и вокруг, развития и воспитания наших студентов, сотрудников и всех, кто находится рядом.
Опыт общественной организации «Живое озеро» вселяет надежду на реальное воплощение проекта. Создание самоочищающихся пространств вокруг колледжа (ближайшая задача) и других зданий города (перспектива) – это активный вклад в осуществляемую акцию «Чистоту – городу» («Чистоту и красоту – городу»).
Название «Сойка i…» расшифровывается как «Сойка и другие птицы». Название родилось в 2005 году на выезде педагогов и студентов совместно с общественной организацией «Живое озеро» на Лемболовское озеро. Не раз к нам прилетала сойка, редкая птица, занесенная в красную книгу. Сойка – любопытная птица, кричит в минуту опасности.
80% современных людей имеют глубоко скрытую активную жизненную позицию (из отчета общественной организации «Живое озеро»)
Опрос 600 старшеклассников в одном из районов Санкт-Петербурга в 2002 году показал, что более половины из них хотели бы участвовать в общественно значимых делах (Н.Е.Сальникова).
Опрос студентов ПК № 2 показал, что заинтересованных в создании красоты и готовых участвовать в экологическом проекте около 10%.
Хочу рассказать…
Хочу рассказать о своей бабушке, Татьяне Николаевне Розиной, замечательном педагоге, посвятившем всю свою жизнь воспитанию детей. С 1924 года, после окончания университета, она работала в системе дошкольного образования. Более 20 лет – как в мирное время, так и в годы Великой Отечественной войны – она была заведующей детским садом № 3 (ныне № 59) на Озерном переулке. Это был удивительный детский сад, превращённый стараниями всего коллектива в настоящий рай для детей. На участке произрастали самые разнообразные деревья и кустарники; цветы на клумбах распускались с ранней весны до глубокой осени. Были там и парники, где выращивались овощи, и живой уголок с белками, курами, гусями, кроликами… Дети могли наблюдать за ростом и развитием растений, приучаться к труду, любить всё живое. Такой зелёный участок был незаменим для нормального роста и развития детей… Но, к сожалению, внутриполитическая обстановка в стране в те годы не способствовала творческим начинаниям – некоторые работники системы образования из чувства зависти выступили против такого новаторства, и сад после вынужденного ухода моей бабушки и её коллег стал приходить в упадок… Сейчас это самый обыкновенный озеленённый участок, однообразный и скучный. Возможно, книга, написанная моей бабушкой (Розина Т.Н. Родина моя: Воспоминания работника дошкольного учреждения. 1918 – 1958. – СПб: ТОО Фирма «Икар», 1999), поможет новому поколению педагогов, подсказав им, как с помощью Природы пробудить и развить у детей любовь к живому, сделать их жизнь счастливее и радостнее. Может быть, дело, которому бабушка отдала все свои силы, продолжится?.. (См. также книгу: Наблюдения и труд детей в природе: Пособие для воспитателей детского сада. – Изд. 3-е, перераб. и испр. – М.: Просвещение, 1976. – 206 с., ил.).
Студентам педколледжа – будущим учителям и воспитателям – я посвящаю своё стихотворение.
***
Нет доли печальней на свете,
Чем жизнь бесполезно прожить.
А смысл – достойные дети,
Уменье прощать и дружить,
Любить, о себе забывая,
Надежду и Веру нести,
Природу родимого края
От зла постараться спасти,
Взрастить в человеческих душах
Любви и Добра семена –
Пусть ветер шальной не потушит
Огонь ваш на все времена!..
И.Богдановская, редактор этой книги
Богачева Е.А., преподаватель педколледжа № 2
(глава 4 альманахе «Уроки Светописи» - «Благодать сотворчества», ИД «Петрополис», 2008
Возможно ли создать Райский сад…?
К сожалению большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живёт в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа всё больше “притесняется”: разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озёра, загрязняются земля, вода в реках и морях.
Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в жизни ребёнка. Планомерная работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в образовательных учреждениях, так и в семье. За последние десятилетия мир основательно изменился. Все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А взрослым воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинствам и красоте природы, чтобы уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство общения с ней.
Экологическое воспитание – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно – этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды. Дети всесторонне реализуют своё единство с природой как развивающуюся способность осваивать природу целостно, превращать природные возможности в условия своего саморазвития. Слышать и понимать природу можно сердцем. Научиться этому ребятам которые потеряли веру в красоту и добро помогает проект по благоустройству территории вокруг колледжа.
Нам необходимо пробудить интерес и любовь к окружающей природе, научить ребят общению с ней. А для этого необходимо выяснить - насколько прекрасен живой мир созданный детскими руками. Выявить видовой состав растений, которые можно выращивать в северных условиях. Формировать умение самостоятельно ухаживать за растениями. Развить у детей положительное отношение к труду и творчеству с растениями (дизайн), проектирование, оформление. Расширять и развивать знания в области растениеводства. Воспитывать заботливое отношение детей к объектам природы.
А так же нужно помнить, что практическая деятельность позволяет установить связи между знаниями и жизненной (социальной) ситуацией, даёт возможность самоутвердиться, самореализоваться в сферах деятельности и чувствовать свою сопричастность к жизни общества.
Богачева Е.А.
Каким мы хотим видеть наш сад…?
Истоки оформления цветами зданий, парков, площадей восходят к глубокой древности. Известно, что за 6 тыс. лет до н. э. ими уже украшали дворцы и храмы. В ХХ веке до н. э. в Уре были разбиты первые искусственные сады. Цветами украшают скверы, парки, аллеи, фасады зданий, площади, стадионы, деловые центры, развязки автомобильных дорог. Использование цветов в озеленении - настоящее искусство, подчиняющееся строгим законам, которые нужно соблюдать при планировке садов, скверов, парков и т. п. Рассмотрим основные виды цветников.
Существует множество видов цветников, но наиболее часто используются следующие: клумба, миксбордер, рабатка, бордюр, солитеры, партер, массивы, рокарий или альпинарий, японский садик, арабески, берег водоема, розарий, вересковый цветник, цветники в вазонах.
Клумба - один из самых популярных приемов цветочного оформления участков. По характеру засадок делятся на сплошные и составные.
Сплошные клумбы засаживают одним видом растений одного цвета, например левкоями, каннами, гвоздикой, анютиными глазками, тюльпанами, розами и так далее.
Составные клумбы тоже обычно засаживают одним видом растений, но подбирают разную окраску, например, бегония или львиный зев розового, красного и белого цвета. Располагают цветы либо кругами, либо полосами, причем красный от розового отделяют белым цветом, так рисунок смотрится отчетливей. Красный ряд помещаем на первом плане, затем белый, а розовый в центре.
По времени цветения различают весенние и летне-осенние клумбы. Клумба создается в виде ковра или цветочных картин. Для нее подойдут любые растения, кроме вьющихся.
Клумба может быть круглой, прямоугольной, квадратной, плоской или выпуклой. Делается она либо вровень с окружающими участками земли, либо приподнимается над ними. Если клумба невысокая, то края обкладываются кирпичами, поставленными на угол, или специальной плиткой, или низкой металлической изгородью. Это позволяет сохранить края клумбы от размывания.
Группа. Так же как и на клумбах, в группах используют чаще один, реже два-три, иногда до пяти (это максимум) видов растений. Такие посадки имеют свободные очертания, создается имитация естественного произростания растений. Если группа расположена далеко от места обзора, то она составляется из крупных растений с большими цветками и занимает довольно большое пространство. Если близко, то можно сажать группы из луковичных и крокусов в приствольных кругах деревьев или разбросанные по газону. Осенью – из растений цветущих до заморозков. В затененных участках лучше высаживать группы из декоративнолистовых растений. Главное, чтобы такие посадки не напоминали клумбу, где обязательны четкие очертания, а выглядели естетвенно, объемно. Эффектны группы из одного вида или сорта, но могут применяться и смешанные. Растения подбираются по высоте, времени цветения, окраске и форме цветков.
Солитеры, одиночные посадки - одиночный экземпляр растения, размещаемый на открытом участке газона. Это могут быть цветущие кустарники, крупные травянистые растения, которые привлекают внимание своей необычностью и оригинальностью.
Рабатка – цветник, устраиваемый вдоль дорожки по одной или двум ее сторонам или между двумя дорожками по центру. Ширина рабатки от 40-50 см до 100-150 см, длина произвольная, но с обязательными разрывами, чтобы можно было сделать проходы между ними. Иначе прогуливающийся люд сам наделает тропинок в удобных для них местах. Форма рабаток - узкая лента шириной от 0,5 до 3-4 м.
Если рабатка расположена вдоль дорожки и обозревается с одного края, то это односторонняя рабатка и тогда высокие растения высаживают на заднем плане, а низкие – впереди.
Рабатка, расположенная между дорожками и просматриваемая с двух сторон, называется двусторонней и растения высаживают или одинаковыми по высоте, или в центре высокие, а по краям низкие.
Наружные края такого цветника ограничивают газоном, мелкой плиткой, плоским камнем, цветным песком или другим материалом. Рабатки устраивают на одном уровне с газоном или выше него. Поверхность рабатки всегда ровная.
В этом виде цветника лучше всего использовать растения нескольких видов, расположенных полосами: однонолетние, ковровые, луковичные, многолетние растения, которые сохраняют свою декоративность длительное время.
Бордюр используют для окаймления клумб, групп, для украшения дорожек и газонов и делают его сплошной узкой полосой (10-40 см). По цвету он должен отличаться от основного тона композиции, которую он обрамляет, так как его назначение – подчеркнуть законченность цветочного оформления, сделать своеобразную границу, контур. Для этой цели используют растения низкорослые, растущие ровно, плотным кустиком, декоративно-лиственные или длительно цветущие, устойчивые к неблагоприятным условиям внешней среды. Обычно подбирают один-два вида растений.
Миксбордер - смешанный цветник, засаживается растениями разного периода цветения (с ранней весны до заморозков).
Для этой цели используют большой ассортимент растений, от 20 и более, красивоцветущих и декоративно-лиственных тщательно подобранных по цвету. Незаменимы в таком цветнике почвопокровные растения, образующие подушки.
Форма такого цветника может быть свободной: от правильной геометрической формы до плавно изогнутых широких полос. Растения одного вида высаживают группами так, чтобы конец цветения одного вида приходился на начало цветения другого.
Если миксбордер односторонний (обзор с одной стороны), то на заднем плане высаживают высокорослые растения, в центре – особо декоративные среднерослые многолетники и на переднем плане – низкорослые и стелющиеся виды.
В миксбордерах, обозреваемых со всех сторон, самые высокие растения располагаются по средней продольной линии.
Лучше всего миксбордер смотрится, когда между ним и дорожкой оставлена полоса газона шириной 50 см.
Плотность посадки растений в миксбордере должна соблюдаться с учетом разрастания многолетних растений. Чтобы на первых порах заполнить пустоты между многолетниками, высаживаем между ними однолетние растения.
Массивы - цветники правильной или свободной формы больших размеров, обычно их делают в парках и городских садах. Состоят из летников, многолетников, а также луковичных растений. Часто в его оформление вводят гальку, плитку или участки газона.
Арабески - сложные геометрические узоры, выполненные из цветов и минеральных материалов (песка, гравия, мелкой гальки, гранитной или кирпичной крошки и др.), служат для оформления парадной части сада или парка. Выполняются эти цветочные узоры в арабском стиле, напоминают листья, цветы, наконечники стрел, разнообразные завитки и гирлянды. Арабесками украшают углы или края газона, они редко занимают участок полностью. Для арабесок используют ковровые растения, как летние, так и многолетние, а пространство между цветочными узорами заполняют партерным газоном. Разбивка, посадка и уход за ними требуют большого искусства и трудозатрат.
Цветники включающие в оформление камни называют рокариями (горный, скалистый пейзаж) или альпинариями (исключительно альпийская флора). Альпинарии или рокарии могут иметь самые разные формы, всё зависит от размера и формы камня и величины участка. Это может быть и каменистая осыпь, когда на естественном солнечном склоне рассыпаны камни, гравий, небольшие валуны. Растений здесь обычно совсем немного. Делают такие осыпи для укрепления склонов. Или это может быть гравийный сад - разновидность осыпей. Устраивается он на горизонтальной поверхности и выглядит как скопление мелких камней у подножия склона, среди них выкладывают и крупные камни. В таких садиках хорошо смотрятся карликовые хвойные или лиственные растения. Группы камней не должны располагаться симметрично, а камни должны быть неровными и достаточно крупными.
Самый простой альпинарий – альпинарий на ровной поверхности. Он напоминает плоскую клумбу, состоящую из камней и растений разной высоты. Еще один вид – каменистая горка, для возведения которой требуется много земли и большое пространство, поэтому на маленьких участках их не делают. А вот небольшие терасски - рокарии хорошо впишутся в любой пейзаж, если на участке уже есть естественные склоны. На них делают небольшие ровные площадки от 30 см до 2 метров, а затем раскладывают камни. Растений в рокариях обычно немного, не более 50% всей площади, и они не должны закрывать камни, играющих в таких цветниках основную роль. На мелких камнях высаживаем почвопокровные растения, у более крупных – несколько мелких растений. Если растения более крупные, то их должно быть не больше двух.
Японский садик один из красивейших вариантов каменных садов. Такой сад может охватывать всю территорию участка, имитируя миниатюрный природный ландшафт. Подбор растений и камней, а также небольшие горы или долины создают впечатление маленькой страны, по которой прогуливаются великаны. Отличие японского сада от привычных нам европейских в том, что там совершенно не использовался газон. Землю в саду утрамбовывали, а потом покрывали белым или золотистым песком. На песке рисовали затейливые узоры в виде бороздок. Дорожки выкладывались из плоских камешков. Растительность подбиралась так, чтобы сад был всегда зеленым, популярны были контрастные расцветки. Сакура, персиковые деревья, японский клен — наиболее характерные растения этого стиля. Одним из элементов такого сада - водоем, в который впадает ручеек. Ручей украшается мостиками или дорожками из плоских камней. Интересно и то, что если нет воды, то ручей делают все равно, но сухой. В зеленом оформлении японских садов часто используются папоротники, мох, кедр, кипарисовик, можжевельник, азалия, декоративные вишни, карликовые сосны. В целом, японский сад — это четкие линии, простота форм и миниатюрность.
Партер — открытое пространство правильной формы или в виде лужайки, расположенной на ровном месте. Устраивают партер в парадной части парков и перед общественными зданиями. Он может представлять собой сочетание газона и цветов или быть сплошь покрытым цветами. Кроме цветов, на партере можно высаживать шаровидные, колонновидные, пирамидальные, хвойные и вечнозеленые древесно-кустарниковые растения. Украшением служат водоем, скульптура, фонтан. Чаще создают партеры смешанного типа, где большая часть территории (60...80 %) отводится газону и 15...20 % — цветам.
Берег водоема - это цветник, прилегающий непосредственно к водоему и составленный из околоводных растений или имитирующих их видов.
Розарий - цветник, составленный из различных сортов и групп роз. Для розария выбирают теплое, солнечное место с дренированной почвой, желательно в парадной части сада.
Вересковый цветник - цветник из вересковых растений, к которым относятся верески, эрики и рододендроны. Эту композицию располагают в полутени на участках с кислыми почвами.